pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Использование экологической игры на уроках естествознания для формирования мировоззрения школьников


Содержание

 

Введение. 2 

 

Глава I. Научно-теоретическое обоснование проблемы формирования

               мировоззрения младших школьников……………………………...6

 

1.1. Сущностные характеристики мировоззрения………………………………6

1.2. Формирование мировоззрения учащихся в современной школе…..........11

 

1.3. Сущность экологической  игры как средства формирования

        мировоззрения младшего школьника……………………………………..16

 

Выводы…………………………………………………………………………...24

 

Глава 2.  Использование экологических игр на уроках природоведения в третьем классе………………………………………………………26

 

2.1. Цели и задачи опытной работы. Результаты входной диагностики……..26

 

2.2. Практическая (обучающая) работа………………………………………...31

 

2.3. Результаты  итоговой  диагностики…………………………………….…34

 

Выводы. 37

 

Заключение. 39

 

Список  литературы …………………………………………………………….44

 

Приложение………………………………………………………………………46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

         Большое  внимание  в  России, как  и  во  всем  мире, в  последние  годы  уделяется  вопросам  формирования  мировоззрения. Ключевые проблемы современного образования актуализируют  философско-методологический анализ классической проблематики мировоззрения - самоопределения человека в мире, рефлексии путей его самопознания и способов самореализации в культуре.

         Особой заботой образования, а с ней и предметом направленной методологической  рефлексии оказываются сегодня важнейшие функционалы мировоззрения, такие как мироощущение, миропонимание и миросозидание человека.

          В  мировоззрении  проявляется  единство  внешнего  и  внутреннего, объективного  и  субъективного. Субъективная  сторона  мировоззрения  состоит  в  том, что  у  человека  формируется  не  только  целостный  взгляд  на  мир, но  и  обобщенное  представление  о  самом  себе, складывающееся  в  понимание  и  переживание  своего  Я, своей  индивидуальности, своей  личности.

         У  человека  достигшего  того  уровня  развития, когда  его  можно  назвать  личностью, все  свойства  и  качества  приобретают  определенную  структуру, логическим  центром  и  основанием  которой  становится  мировоззрение. Мировоззрение – это  система  научных, социально – политических, эстетических  взглядов  и  убеждений  человека, которые  отражают  в  его  сознании  общую  картину  мира  и   определяют  направленность  его  деятельности.

         Естественнонаучные знания являются компонентом мировоззрения. Одна из важнейших функций естествознания – вести учащихся к пониманию научного знания как объективного отражения реальной действительности и средства ее предобразования. Естественнонаучные знания, наряду с обществоведческими, служат основой формирования отношения к миру как развивающемуся, познаваемому объекту, который может активно преобразовываться человеком.

         При изучении естествознания формируются как содержательные основы мировоззрения, так и оценочное, специфически мировоззренческое отношение к миру. К содержательным основам относятся представления о единстве мира, его материалистичности, различных формах существования материи, ее развитии, об объективности мира, возможностях его познания и преобразования и т.п.

         Сегодня именно в мировоззренческом дискурсе  обсуждаются  «идеи нового мировоззрения», «новой мировоззренческой парадигмы», «философии устойчивого развития», появляется ряд значимых для теории и практики  современного образования понятий, возникших в сфере методологии естественнонаучного знания («синергетическое мировидение», «экологическое мировоззрение»,  «экологическая культура», «ноосферное сознание», «конволюция», «экологический императив») [3]. Естественнонаучное знание, погружаясь в мировоззренческий контекст, ценностно окрашивается и участвует в определении смысложизненных ориентаций человека и человечества.

         Для перевода знаний в систему определенных ценностных ориентаций личности необходима организация деятельности учащихся направленная на становления их личностного отношения к изучаемому материалу. Учитель  должен организовывать учебную деятельность так, чтобы учащиеся могли оценить изучаемый материал с позиций потребности практики и развития производства и с позиций роли и места человека в мире, с позиций его познания.  В начальной школе при изучении естествознания учитель может ставить такие вопросы: что побудило человека искать  способы использования силы воды и ветра? Как вы можете объяснить, почему человек стал приручать диких животных, культивировать различные растения? и т.п. [25]

          Начальная  школа – важный  этап  становления  личности, формирование  мировоззрения, формирование  экологической  культуры, познавательных, эмоциональных  и  практических  отношений  к  природному  и  социальному  окружению. Именно  в  начальной  школе  происходит  формирование  начальных  ценностных  ориентаций  и  основных  взаимосвязей  человека  и  окружающей  среды.

          Первые обобщающие знания о живой и неживой природе, получаемые в начальной школе позволяют показать учащимся роль и место человека в мире, его активность. Важно  научить детей  пониманию  выполнения  запретов  на  конкретных    ситуациях, находить  и  видеть  многочисленные  связи  в  природе. Нахождению  этих  связей  поможет  экологическая  игра  как  средство  для  формирования  мировоззрения. В  содержание  экологических  игр  входят: ценностные  отношения  детей  к  миру; умения  детей  взаимодействовать  с  миром.

       Формирование  мировоззрения – одна  из  важнейших   проблем  человечества. В мировоззренческом контексте сегодня осуществляется синтез знаний, их интеграция и дифференциация, формируется важнейший для образования интегральный познавательный образ – научная картина мира. Эти процессы, обновляющие миропонимание и смыслы традиционных понятий, способствуют рождению новых смыслов и новых понятий, важных  и для восприятия образования. На пути становления новой парадигмы мышления одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

         Объект исследования – формирование мировоззрения детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования – экологическая  игра как средство формирования мировоззрения детей младшего школьного возраста на уроках естествознания

         Цель исследования – теоретически обосновать и показать возможность использования экологической   игры на уроках естествознания для формирования  мировоззрения  детей младшего школьного возраста.

Данная цель исследования определила постановку следующих задач:

          изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблемам формирования мировоззрения младших школьников и использования экологической   игры на уроках естествознания;

          подобрать  и апробировать экологические  игры, направленные на формирования мировоззрения младших школьников;

          провести диагностическое исследование.

 

         Гипотеза исследования: мы предположили, если работу младших школьников на уроках естествознания  организовывать,  используя  экологические   игры, то это будет способствовать формированию мировоззрения, обеспечивающего понимание школьниками  взаимоотношений человека с природой и осознание ими природы и общества в их целостности.

 

В соответствии с поставленными задачами в исследовании использовались следующие методы:

Теоретические -   теоретический анализ психолого-педагогической  научной литературы; изучение передового педагогического опыта;  моделирование.

Эмпирические – педагогическое наблюдение за деятельностью учащихся  в учебном процессе; индивидуальные беседы; диагностирование;  качественный и количественный анализ результатов исследования.

Практическая значимость исследования заключается в использовании материалов данной работы  в будущей профессиональной деятельности.

При разрешении выдвинутой проблемы мы опирались  на научные труды: С.В. Алексеева, М. Арутюняна, В.В. Воронова,   Д. Гудинга, С.Д. Дерябо, Л.П. Симоновой, В.А Сластенина, С.А Шмакова.

            Опытное  исследование  было  проведено  в  3  классе  на  базе  школы № 24  г. Иркутска. Учитель – Вострикова  Любовь  Андреевна. Класс  работал  по  программе  А. А. Вахрушева.       


Возврат в  Заказать эту работу