Краеведческая работа по естествознанию в 3 классе как средство экологического образования младших школьников
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.................................................................................................... 3
Глава I. Экологическое образование в начальной школе................ 5
Глава II. Краеведческая работа в начальной школе......................... 9
2.1. Сущность и значение краеведческой работы..................................... 12
2.2. Цели и задачи краеведческой работы................................................. 14
2.3. Формы краеведческой работы............................................................ 16
2.3.1. Индивидуальная форма работы.............................................. 17
2.3.2. Групповая форма работы........................................................ 18
2.3.3. Массовая форма работы.......................................................... 22
2.4. Методика организации и проведения краеведческой работы в
начальной школе................................................................................ 23
Глава III. Практическая часть............................................................... 27
Краеведческая работа в 3 классе «Путешествие по Байкалу».................. 27
Заключение............................................................................................... 31
Список используемой литературы........................................................ 32
ВВЕДЕНИЕ
«… мир, окружающий ребенка – это прежде всего мир природы с безграничными богатствами явлений, с неисчерпаемой красотой…»
В.А. Сухомлинский
В окружающей нас природе все взаимосвязано и взаимозависимо. Земля, воздух, вода… Мы с рождения видим это вокруг себя, и считаем символом постоянства: проходят века, меняются поколения, а они остаются. Человек всегда находился и находится в зависимости от природы.
Мы часть природы и, как часть без целого существовать не можем. Человек обрел такую силу, что способен, сам того не замечая, не подозревая, нанести природе непоправимый вред. И учителя природоведения через внеклассную краеведческую работу должны рассказать детям, что нашей планете Земля необходима людская забота, что надо стремиться сохранить природу для наших потомков во всей ее красоте.
В наши дни, когда возрастают функции школы в формировании нового человека, необходимо широко использовать все возможности краеведческой работы.
Актуальность выбранной нами темы, обосновывается тем, что роль краеведческой работы в учебно-воспитательном процессе непрерывно возрастает, так как эта работа способствует решению следующих задач: обеспечивает развитие их творческих способностей и устойчивых интересов к предмету; развивает у учащихся взгляды на взаимодействие общества и природы; способствует более тесному соединению теоретических знаний с жизнью, формируют профессиональные интересы школьников.
Цель выпускной квалификационной работы – выявить возможности краеведческой работы в начальной школе как одного из важнейших средств экологического образования.
Исходя из цели можно сформулировать следующие задачи:
- Формирование у учащихся бережливого отношения к природной среде и к своему здоровью.
- Формирование и развитие у учащихся взглядов на взаимодействие общества и природы.
- С помощью краеведческой работы развить их творческих способности и устойчивый интерес к природе родного края.
Объектом исследования является процесс формирования экологических знаний.
Предметом исследования является краеведческая работа, т.к. краеведение является важным средством связи обучения и воспитания с жизнью.
Гипотеза: мы предполагаем, что внеклассная краеведческая работа способствует формированию экологических знаний младших школьников.
При написании ВКР мы использовали такие методы исследования как:
- анализ теоретической и научно-методической литературы по данной проблеме;
- анализ и обобщение педагогического опыта учителей;
- краеведческая работа с учащимися 3 класса.