Метод проектов на уроках естествознания в 3 классе как способ экологического воспитания младших школьников
Содержание
Введение................................................................................................ 2
Глава 1 Экологическое воспитание младших школьников на
уроках естествознания ....................................................... 4
1.1 Сущность экологического воспитания ........................................... 4
1.2 Цели и задачи воспитания экологической культуры у младших
школьников ..................................................................................... 5
1.3 Методы и формы экологического воспитания ............................... 8
1.4 Экологическое воспитание у младших школьников
на уроках естествознания .............................................................. 10
Глава 2 Учебный проект и его основные характеристики................. 17
2.1 Историческая справка ...................................................................... 17
2.2 Понятие, основные требования ....................................................... 19
2.3 Типология проектов......................................................................... 21
2.4 Внешняя оценка проектов................................................................. 28
2.5 Роль учителя в проекте.................................................................... 28
2.6 Организация проекта в классе.......................................................... 29
Глава 3 Практический анализ проведенной работы...................... 34
Заключение........................................................................................... 38
Литература............................................................................................ 40
Приложение ......................................................................................... 42
ВВЕДЕНИЕ
Окружающая природа - непосредственный источник, из которого дети черпают свои первые впечатления. Ребенок впервые сталкивается с миром зверей, птиц, насекомых и растений. Он с удивлением и интересом рассматривает жука и бабочку, следит за стремительным полетом птицы и распускающейся веточкой.
Наблюдения окружающей действительности оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. В процессе наблюдения у ребенка включены «все анализаторы: зрительный - ребенок видит размеры, цвет исследуемого объекта, слуховой - ребенок слышит шум ветра, плеск воды в реке, стук капель дождя, шелест листвы - все это приятно для слуха ребенка. Вкус позволяет тонко различать сладкий вкус меда и соленый вкус морской воды, вкус родниковой воды и луговой клубники, шероховатости коры дерева, гладкость гальки, крупинки речного песка и чешуйки. Осязание-это вторые глаза ребенка. Ощупывая предметы природы, он лучше понимает окружающий мир. А запахи! Море запахов, которое волнует воображение ребенка. Запах тополиных почек после дождя, запах весны, запах теплой земли, нагретой от солнца. Недаром К.Д. Ушинский писал, что ребенок «мыслит формами, красками и звуками». Проблема сохранения окружающей среды в наше время стоит очень остро. Поэтому учителя начальных классов должны понимать актуальность данного вопроса в воспитании школьников. Необходимо развивать эмоциональную отзывчивость, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. В этом учителю помогут учебные проекты.
Тема выпускной квалификационной работы: «Метод проектов на уроках естествознания в 3 классе как способ экологического воспитания младших школьников».
Метод проектов не случайно был выбран как форма экологического воспитания младших школьников. Он включает в себя реализацию конкретных целей и задач экологического воспитания. Сущность состоит в том, что через практическую часть данной работы, через написание письма Зеленому Другу развивать у детей чувства сострадания, сопереживания представителям животного и растительного мира.
Исходя из этого, цель работы: показать важность и практическую значимость использования учебных проектов, как способа экологического воспитания младших школьников.
Из этого вытекают следующие задачи:
- изучить психологическую, педагогическую и методическую литературу по данной проблеме;
- показать необходимость экологического воспитания у младших школьников;
- познакомить с понятием «экологический проект», историей его возникновения и основными требованиями, раскрыть типологию проектов, дать характеристику каждому типу, их оценку;
- охарактеризовать роль учителя и учащихся в проекте;
- апробировать и проанализировать результаты одного из видов проекта;
Объект: система экологического воспитания младших школьников.
Предмет исследования: метод проекта, как форма экологического воспитания младших школьников.
Гипотеза: я предполагаю, что использование метода проекта в начальной школе способствует экологическому воспитанию младших школьников.
В исследовании применялись следующие методы:
- Теоретико-методологический анализ научной литературы по изучаемой теме.
- Изучение передового педагогического опыта учителей по экологическому воспитанию младших школьников.
- 3. Создание экологического проекта с учащимися начальной школы.