Музыкальная игра как средство формирования коммуникативных качеств
Содержание.
Введение………………………………………………………………………3
Глава I. Коммуникативные качества и особенности их формирования
у детей младшего школьного возраста…………………………………….5
- 1. Психологическая характеристика …………………………….……..5
- 2. Классификация функций и типов общения…………………………6
- 3. Особенности общения и коммуникативных качеств у детей
младшего школьного возраста…………………………………………...8
Выводы по Главе I……………………………………………………………12
Глава II. Теоретическое обоснование применения музыкальных
игр с целью формирования коммуникативных качеств у детей
в начальной школе………………………………………………….…14
- 1. Игра как одно из слагаемых полноценного развития
младшего школьника…………………………………………………14
- 2. Музыкальная игра как одна из разновидностей игровой
деятельности в начальной школе………………………………………..23
2. 3. Влияние музыкальной игры на развитие коммуникативных
качеств у детей младшего школьного возраста………………………...26
Выводы по Главе II…………………………………………………………...27
Глава III. Опытная работа…………………………………………………...29
- 1. Констатирующий этап опытной работы…………………………….29
- 2. Формирующий этап опытной работы……………………………… 31
3. 3. Контрольный этап опытной работы…………………………………35
Выводы по Главе III………………………………………………………….37
Заключение……………………………………………………………………39
Список литературы……………………………………………………………41
Введение
В настоящее время в начальной школе очень остро стоит проблема развития и формирования коммуникативных качеств у младших школьников. Эти качества являются умениями и навыками общения с людьми, от которых зависит успешность индивида.
На преподавателей начальных классов возлагается большая ответственность по формированию полноценного коллектива в учебной группе, классе.
Люди разного возраста, культуры, образования, разного уровня психического развития, имеющие различный жизненный опыт, отличаются друг от друга по коммуникативным качествам и способностям. Общеизвестно, что люди образованные и культурные обладают более выраженными коммуникативными качествами, чем люди необразованные и малокультурные.
Именно поэтому учителю в начальных классах необходимо проводить целенаправленную работу по созданию благоприятной атмосферы в детском коллективе. Это должно положительно отразится на взаимоотношениях учащихся.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что иногда учителя не могут правильно организовать работу по формированию групповых, коллективных качеств, не принимая в расчет тот факт, что это невозможно без развития личностных, а в частности коммуникативных качеств у отдельных учащихся.
В нашей работе мы предлагаем одно из возможных средств развития коммуникативных качеств у детей в начальной школе – применение музыкальных игр на внеклассных занятиях по музыке.
Музыка, как одна из граней искусства и часть общечеловеческой культуры, является специфической формой невербального общения и служит могущественным средством не только эстетического воспитания, но и нравственно-идеологического формирования личности.
На внеклассных занятиях по музыке педагог должен создавать все условия для того, чтобы дети смогли максимально раскрепостится, показать свой уровень коммуникативного развития, и только после этого можно делать конкретные выводы и приступать к работе по удалению коммуникативных барьеров, если таковые имеют место.
Объектом нашего исследования является процесс развитие личностных, а в частности, коммуникативных качеств у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – музыкальная игра как средство развития коммуникативных качеств детей младшего школьного возраста.
Мы сформулировали гипотезу нашего исследования: формирование коммуникативных качеств у детей младшего школьного возраста может быть возможно на внеклассных занятиях по музыке, при условии использования в ходе урока музыкальных игр.
Цель данного исследования – доказать и теоретически возможность применения музыкальных игр с целью формирования коммуникативных качеств младших школьников; разработка и апробация ряда внеклассных музыкальных занятий с применением музыкальных игр как практическое обоснование данной проблемы.
Цель и гипотеза исследования определили следующие задачи:
- Изучить психолого-педагогическую литературу по вопросу развития коммуникативных качеств.
- Определить место музыкальных сюжетно-ролевых, дидактических игр в развитии личностных (коммуникативных) качеств младших школьников.
- Разработать сценарий внеклассных занятий по музыке с использованием музыкальных игр и апробировать их в процессе формирующего этапа опытной работы.
- Выявить эффективность применения музыкальных игр на внеклассных занятиях по музыке в формировании коммуникативных качеств младших школьников через контрольный этап опытной работы и анализ результатов.
В нашей работе были использованы следующие методы:
- анализ литературы;
- наблюдение;
- диагностика;
- эксперимент;
- моделирование;
Коммуникативные качества являются умениями и навыкми общения с людьми, от которых зависит успешность индивида. Люди разного возраста, образования, культуры, разного уровня психологического развития, имеющие различный жизненный опыт отличаются друг от друга по коммуникативным качествам и способностям. Образованные и культурные люди обладают более выраженными коммуникативными качествами, чем люди необразованные и малокультурные. Богатство и разнообразие жизненного опыта человека, как правило, положительно влияют на развитие у него коммуникативных качеств.
Применяемые на практике приемы общения имеют возрастные особенности. Так, у детей они отличаются от взрослых, а дошкольники общаются с окружающими взрослыми и сверстниками иначе, чем это делают старшие школьники.
В нашей работе мы последовательно рассмотрели все этапы формирования качеств общения у детей и апробировали одно из возможных средств их усовершенствования на практике.