Нетрадиционные приемы в работе с беспроверочными словами как эффективное средство формирования орфографической грамотности младших школьников
Оглавление к теме: «Нетрадиционные приемы в работе с беспроверочными словами как эффективное средство формирования орфографической грамотности младших школьников
Содержание
Введение................................................................................................................4
I. Глава Процесс формирования грамотного письма слов с непроверяемым написанием в начальных классах
I. 1.Трудное слово – работа над ним....................................................................7
I. 1.1. Словарная работа, направленная на формирование орфографической грамотности...........................................................................................................10
I. 1.2. Работа со словарями, как средство эффективной работы с беспроверочными словами........................................................................................................11
I. 2. Методика работы над трудными словами при формировании орфографической грамотности
I. 2.1. Методика В.П. Канакиной.........................................................................19
I. 2.2. Общая методика освоения трудных слов.................................................22
I. 3. Мнемотехнические приемы как наиболее эффективное средство повышения орфографической грамотности младших школьников
I. 3.1. Этимологический анализ как методический прием в работе со словарными словами при формировании орфографической грамотности.................28
I. 3.2. Ребусы – мощное средство повышения орфографической грамотности............................................................................................................37
I. 3.3. Подход – ассоциация, как средство формирования орфографической грамотности...........................................................................................................39
II. Глава Результаты опытной работы по итогам преддипломной практики
II. 1. Методика исследования...............................................................................43
II. 2. Организация деятельности детей по формированию грамотного письма через использование мнемотехнических приемов............................................44
II. 3. Анализ результатов опытной работы.........................................................48
Заключение............................................................................................................50
Список литературы............................................................................................53
Приложение........................................................................................................55
Введение
Дипломная работа опытно-исследовательского типа.
Тема – «Нетрадиционные приемы в работе с беспроверочными словами как эффективное средство формирования орфографической грамотности младших школьников».
Проблема обучения правильному написанию беспроверочных слов – это большая проблема начальной ступени образования. Я столкнулась с ней в период практики пробных уроков и преддипломной практики.
Актуальность данной проблемы можно выделить в связи с тем, что ученые, методисты и учителя-практики отмечают низкую грамотность написания беспроверочных слов. Младшим школьником надо усвоить более 200 слов данного типа на уроках грамматики. Исследуя разные причины этого явления, анализируя трудности, возникшие в процессе овладения правописанием беспроверочных слов, ученые-методисты и учителя-практики пытаются выявить наиболее эффективные формы, приемы, методы запоминания слов данного типа.
Этой проблеме посвящены многие статьи на страницах журнала «Начальная школа», отдельные монографии; по этому вопросу возникают дискуссии учителей-практиков, ученых, где предлагаются разные решения проблемы грамотного письма беспроверочных слов. Этот факт говорит о том, что еще не разработана универсальная методика обучения правописанию трудных слов, облегчающая их запоминания младшими школьниками.
Выбирая тему дипломной работы, я руководствовалась профессиональным интересом. Необходимо разобраться, по каким же критериям оценивать эффективность каждых из предлагаемых подходов, каковы условия грамотного письма беспроверочных слов, как совместить нетрадиционные подходы в обучении младших школьников правописанию слов с непроверяемым написанием. На эти вопросы я попытаюсь найти ответ.
Таким образом, объектом моей дипломной работы является процесс формирования грамотного письма слов с беспроверочным написанием на начальной ступени образования.
Предметом опытной работы являются нетрадиционные приемы работы над беспроверочными словами как средство повышения орфографической грамотности младших школьников.
Цель опытной работы состоит в том, чтобы выявить эффективные приемы обучения написанию беспроверочных слов через исследование.
Гипотезой является предположение о том, что при систематическом использовании нетрадиционных приемов при работе над беспроверочными словами повысится орфографическая грамотность младших школьников.
Для проверки гипотезы и достижения цели необходимо решение следующих задач:
1. изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме;
2. изучить некоторые нетрадиционные приемы работы с младшими школьниками над беспроверочными словами;
3. разработать упражнения с использованием мнемотехнических приемов, направленные на повышение грамотности при написании словарных слов.
4. дать практические рекомендации учителям на основе теоретического исследования.
Для исследования проблемы грамотного письма слов с непроверяемым написанием использовались следующие методы:
- теоретический анализ методической литературы;
- педагогические наблюдения на уроках грамматики;
- педагогическая опытная работа;
- анализ продуктов деятельности учащихся.
Теоретическую основу дипломной работы составили труды таких ученых-лингвистов и психологов, как Богоявленский Д. Н., Гальперин Л.Я., Земская Е.А., Канакина В. П., Львов М. Р..
Структура дипломной работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком литературы и приложением.