Нравственно – эстетическое воспитание учащихся на материале изучения произведений сибирских писателей
СОДЕРЖАНИЕ
Введение Глава I. Теоретические и практические основы проблемы нравственно – эстетического воспитания младших школьников 1.1. Воспитание нравственно – эстетических качеств - одно из условий развития личности ребенка младшего школьного возраста……………. 1.2. Анализ содержания произведений сибирских писателей с точки зрения формирования нравственно – эстетических качеств……. Глава II. Опытная методическая работа, исследующая влияния книг сибирских писателей, направленных на воспитание нравственно – эстетических качеств 1.2. Цели, задачи и результаты входной диагностики…………………. 2.2. Организация формирующего этапа исследования через уроки русского языка с привлечением произведений сибирских писателей. Итоговая диагностика…………………………………………………….. 2.3. Проверка эффективности использования произведений сибирских писателей на уроках русского языка…………………………………….. Заключение………………………………………………………………… Литература………………………………………………………………… Приложение……………………………………………………………….. |
3 5
5
23
29
29
30
40
42
44 46
|
Введение
Общеизвестно, что воспитание нравственно – эстетических качеств – составная часть всего воспитательного процесса младших школьников.
Воспитание нравственных и эстетических качеств имеет большое педагогическое и общественное значение. Учитель формирует данные качества через аккуратность, трудолюбие, добросовестное отношение и уважение к людям, к их деятельности, через художественные произведения, жизненные ситуации.
Вопрос, как эффективно формировать у школьников нравственно – эстетические качества, разрабатывается давно, но особую актуальность приобрел в последние годы.
Мы считаем, что форм работы по воспитанию данных качеств довольно много, нам кажется, что довольно эффективным видом будет работа с текстами нравственно – эстетического содержания.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать вывод, что проблема воспитания нравственно – эстетических качеств личности была актуальна всегда, ее рассматривали К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинский, В.Г. Белинский, В. Караковский, О. Газман, Н.Е. Щуркова и другие.
На наш взгляд, в современных условиях недостаточное внимание уделяется работе с текстами сибирских писателей на уроках русского языка, которые обладают нравственно – эстетической ценностью, в этом мы и видим актуальность поставленной проблемы.
Выбрав тему дипломной работы «Нравственно – эстетическое воспитание учащихся начальных классов на материале изучения произведений сибирских писателей» мы хотим раскрыть красоту и художественное своеобразие произведений сибирских писателей, вошедших в круг детского чтения, через работу с текстами и отдельными эпизодами. Мы считаем, что регулярное чтение произведений о родном крае, кропотливая работа над текстом, обсуждение с детьми прочитанного поможет детям сформировать осознанные нравственно – эстетические ценности, которые являются важнейшим фактором сопротивления негативным явлениям окружающего общества.
Поэтому цель дипломной работы: подобрать содержание литературного материала по произведениям сибирских писателей и разработать систему упражнений, направленных на воспитание нравственно – эстетических качеств на уроках русского языка.
Мы ставим следующие задачи:
- изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме; определить основные понятия по теме дипломного исследования;
- выбрать и проанализировать из произведений сибирских писателей, адресованных детям, тексты, эпизоды, имеющие нравственно – эстетический потенциал;
- разработать и апробировать методику работы с текстами из произведений сибирских писателей.
Объект исследования: процесс нравственно – эстетического воспитания детей младшего школьного возраста на уроках русского языка.
Предмет исследования: содержание, методы и приемы работы с произведениям сибирских писателей на уроках русского языка по воспитанию нравственно – эстетических качеств младших школьников.
Гипотеза: если на уроках русского языка использовать содержание произведений сибирских писателей, то это будет способствовать формированию нравственно – эстетических качеств младших школьников.
Методы исследования:
Теоретические: анализ литературы, анализ произведений сибирских писателей, определение и формулировка терминов, связанных с темой исследования, проведение диагностик, составление таблиц.
Практические: беседы с учениками, анкетирование, уроки русского языка.
Практическая значимость и новизна: разработка уроков и фрагментов, подготовка методических рекомендаций по работе над текстами и эпизодами из произведений сибирских писателей.