Обучение решению задач детей со слабыми математическими способностями через различные приемы поддерживающего обучения
Оглавление.
Введение…………………………………………………………….с.4.
Глава 1. Обучение решению задач детей со слабыми математическими способностями……………………………….с.6.
1.1. Теоретическое обоснование процесса обучения решению задач……………………………………………………………с.6.
1.1.1.Ознакомление с содержанием задачи……………………….с.6.
1.1.2.Поиск решения задачи………………………………………..с.10.
1.1.3.Составление плана решения………………………………….с.11.
1.1.4.Объяснение и запись решения задачи……………………….с.12.
1.1.5.Проверка решения задачи…………………………………….с.13.
1.1.6.Моделирование как эффективное средство обучения решению задач………………………………………………………………….с.15.
1.2. Дети со слабыми математическими способностями……....с.20.
1.2.1. Психолого-педагогиче6ская характеристика детей со слабыми математическими способностями……………………….с.20.
1.2.2. Особенности усвоения математических знаний,
умений и навыков, учащихся со слабыми математическими способностями……………………………………………………….с.23.
1.2.2.1.Особенности построения урока в классах со слабыми математическими способностями………………………………….с.26.
Выводы по главе 1…………………………………………………..с.28.
Глава 2. Деятельность детей со слабыми математическими способностями при решении задач (поддерживающее обучение)……..……………………………………………………...с.29.
2.1. Деятельность, направленная на восприятие, переработку и хранение информации, детей со слабыми математическими способностями………………………………………………………с.29.
2.2. Усвоение детьми структуры задачи и осознание процесса решения………………………………………………………………с.37.
2.2.1.Осмысление ситуации, изложенной в задаче………………..с.37.
2.2.2.Перефразировка текста задачи……………………………….с.38.
2.2.3.Поиск плана решения задачи…………………………………с.39.
2.2.4.Выполнение плана решения………………………………….с.40.
2.2.5.Проверка решения…………………………………………….с.41.
2.3. Развитие мыслительных операций…………………………...с.42.
Выводы по главе 2…………………………………………………..с.44.
Глава 3. Исследование развития мыслительных операций у детей со слабыми математическими способностями …...…….с.45.
3.1. Констатирующий этап исследования……………………….…с.45.
3.2. Формирующий этап исследования…………………………….с.46.
3.3. Контрольный этап исследования………………………………с.50.
Заключение…………………………………………………………с.52.
Список литературы………………………………………………..с.54.
Приложение…………………………………………………………с.56.
Введение.
Главная общеобразовательная задача обучение математике – добиться овладение учащимися системой доступных математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни и в будущей профессии, так прочно, чтобы они стали достоянием учащихся на всю жизнь.
Решение задач помогает раскрыть основной смысл арифметических действий, конкретизировать их, связать с определенной жизненной ситуацией. Задачи способствуют усвоению математических понятий, отношений, закономерностей. В этом случае они, как правило, служат конкретизации этих понятий и отношений, т.к. каждая сюжетная задача отражает определенную жизненную ситуацию.
В любом классе учителю в работе приходится варьировать с учениками высокого интеллекта, а так же с учениками средних и слабых способностей. В данной работе идет речь об обучении математике детей со слабыми способностями.
Так, в исследованиях К.А. Михальского, М.И. Кузьмицкой, О.П. Смалюги, М.Н. Перовой, А.А. Хилько, Р.А. Исенбаевой, А.А. Эк, Г.М. Капустиной, И.Б. Зыкмановой и др, разработана методика обучения решению задач детей со слабыми математическими способностями.
При решении задач у детей со слабыми математическими способностями развивается произвольное внимание, наблюдательность, логическое мышление, речь, сообразительность. Решение задач способствует развитию таких процессов познавательной деятельности, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
В процессе решения задач учащиеся учатся планировать и контролировать свою деятельность. Овладевают приемами самоконтроля (проверка задачи, прикидки ответа, решения задачи разными способами и т.д.), у них воспитывается настойчивость, воля, развивается интерес к поиску решения задачи.
Развитие детей со слабыми математическими способностями и их мыслительными операциями на сегодняшний день является актуальной проблемой и одним из способов развития таких детей выступает процесс решения задач.
Итак, основной подход в работе с такими детьми, так называемое поддерживающее обучение. Это поддерживающее обучение мы попытаемся раскрыть при работе над задачами в начальной школе.
Объектом моего исследования является процесс обучения решению задач.
Предметом исследования процесс обучения решению задач детей со слабыми математическими способностями.
Цель исследования – обоснование особенностей процесса обучения решению задач детей со слабыми математическими способностями и разработка приемов поддерживающего обучения.
Гипотеза исследования – в своей работе мы исходим из предположения, что если при обучении решению задач младших школьников, со слабыми математическими способностями, использовать приемы поддерживающего обучения, то это позволит ученикам лучше разобраться в задаче, что должно облегчить сам процесс решения задач.
В соответствии с изложенным выше можно выделить последующие задачи:
изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по изучаемой проблеме;
раскрыть процесс обучения решению задач и его особенности при работе с детьми, имеющие слабые математические способности;
рассмотреть способности детей, у которых возникают трудности при решении задач;
разработать и апробировать приемы поддерживающего обучения на разных этапах решения задач.
Методологическую основу составили:
- Исследования процесса обучения решению задач в работах К.А. Михальского, М.И. Кузьмицкой, О.П. Смалюги, М.Н. Перовой, А.А. Хилько, Р.А. Исенбаевой, А.А. Эк, Г.М. Капустиной, И.Б. Зыкмановой;
- Психологическое основание обучения решению математических задач, представлена исследованиями психолога Е.С. Гобова;
- Теория и практика развивающего обучения представлена: исследованиями Л.В. Занкова., В.В. Давыдова, Н.Б. Истоминой.
В группу методов входили:
1. Теоретические:
а) теоретический анализ;
б) абстрагирование;
в) конкретизация;
2. Эмпирические:
а) рабочие, частные: анализ результатов деятельности, наблюдение, опрос (устный и письменный), статистические методы обработки данных;
б) комплексные: обследование, изучение и обобщение результатов работы.