Обучение решению задач как средство развития аналитических умений
Оглавление к теме «Обучение решению задач как средство развития аналитических умений у младших школьников»
Содержание
Введение………………………………………………………………………
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития аналитических умений у младших школьников через обучение решению задач……………………………………………………………….
1.1. Особенности развития мышления в младшем школьном возрасте………………………………………………………………...1.2. Характеристика аналитических умений у младших школьников………………………………………………………….... 1.3. Процесс обучения решению задач………………………………..… 1.3.1. Сущность понятия «задача» и умение её решать……………..…... 1.3.2. Методические подходы к формированию умения решать задачи……………………………………………………………….. 1.3.3. Методические приемы, используемые при обучении решению задач для развития аналитических умений у младших школьников………………………………………...………………... Выводы по главе 1…………………………………………………………….
Глава 2. Исследование развития аналитических умений у младших школьников……………………………………………………………..…….
2.1 Констатирующий этап исследования. Определение уровня развития мыслительных операций у младших школьников…………………………………………………………….. 2.2 Формирующий этап исследования. Формирование аналитических умений в процессе обучения решению задач………………………... 2.3 Контрольный этап исследования. Сравнительно-сопоставительный анализ результатов исследования……………..………………….….. Выводы по главе 2……………………………………...………………….…..
Заключение…………………………………...……………………………….
Список литературы………………………………………………………….
Приложение………………………………………….………………………..
|
3
5
5
15 19 19
20
26 41
43
43
45
51 52
53
54
56
|
Введение
По словам Л.С. Выгодского, обучение в школе выдвигает мышление в центр сознательной деятельности ребенка. А это означает закономерную перестройку и самого сознания. Становясь доминирующей функцией, мышление начинает определять работу и всех других функций сознания, интегрируя их для решения стоящих перед ним задач.
Характеризуя содержание мышления как особой психической деятельности, С.Л.Рубинштейн писал: «Мышление исходит из проблемной ситуации. Когда проблема отформулирована как задача, в которой отдельно зафиксировано данное и искомое, условия и требования (указания, что надо найти или определить), весь ход мышления определяется соотношением условий задачи и требования. В их соотнесении и заключается, говоря совсем общо, мыслительный процесс решения задачи».
Умственное развитие, развитие мышления является важной стороной в развитии личности младших школьников, в частности её познавательной сферы.
Иными словами, при решении задач в начальной школе дети, попадая в проблемную ситуацию, выделяя цель, которой нужно достичь, или уясняя себе требования, которое надо выполнить, а также определяя условия, в которых это должно произойти, человек начинает мыслить, соотносить то, что дано, с тем, что нужно. Таким образом, соотнося условия и требования задачи, у детей развиваются аналитические умения, т.е. умение анализировать, связанное с выделением и словесным обозначением в предмете разных свойств и признаков и умение синтезировать, связанное с соотнесением, сопоставлением, установлением связи между различными элементами.
Развитие ребёнка, в частности его аналитических умений на сегодняшний день является проблемой и одним из способов решения этой проблемы является процесс обучения решению задач.
Объектом моего исследования является развитие аналитических умений у младших школьников.
Предметом исследования процесс обучения решению задач, как средство развития аналитических умений у младших школьников.
Цель исследования – определить, обосновать и апробировать методические приёмы, используемые при обучении решению задач для развития аналитических умений у младших школьников.
Гипотеза исследования – в своей работе мы исходим из предположения, что если при обучении решению задач младших школьников на каждом этапе использовать специальные приёмы, то это будет способствовать развитию у них аналитических умений.
В соответствии с изложенным выше можно выделить последующие задачи:
1.Провести теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития аналитических умений в процессе обучения решению задач младших школьников.
2.Рассмотреть процесс решению задач и выявить методические приёмы, способствующие развитию аналитических умений у младших школьников.
3. Провести диагностическое обследование с целью выявления уровня развития аналитических умений у младших школьников. Спланировать и апробировать методические приёмы на каждом этапе при обучении решению задач способствующие развитию аналитических умений у младших школьников.
4.Провести вторичное диагностиское обследование с целью оценки эффективности проведённой работы.
Методологическую основу составили:
1.Исследование особенностей развития мышления младших
школьников представленные исследованиями С. П. Рубинштейна, О.
К. Тихомирова, А. 3. Зака, В. Н. Дружининой, Пунского и др.
2.Исследование процесса обучения решению задач в работах А. М.
Байтовой, Л. П. Стойловой, Н. Б. Истоминой, Л. М. Фридмана, А. 3.Зака, Царёвой и др.
Методы исследования:
1. Теоретические: теоретический анализ методической, дидактической, психологической литературы и результатов исследований; абстрагирование; конкретизация, проектирование и моделирование.
2. Эмпирические: педагогическое наблюдение за деятельностью учителей и учащихся в учебном процессе; индивидуальные беседы; статистические методы обработки данных; обследование, изучение и обобщение результатов работы, их качественный и количественный анализ.