Организация и содержание работы хореографического кружка
содержание
I. Пояснительная записка
1. Методические основы организации хореографического кружка…….6-7
2. Методические основы содержание работы
хореографического кружка.…………………………………………….7-12
П. Практическая часть
- Разработка программы хореографического кружка для детей
дошкольного и младшего школьного возраста...............................12-36
- Методические рекомендации по работе
хореографического кружка………………………………………...36-39
Заключение……………………………………………………………………….40
Литература........................................................................................................41-42
Приложение......................................................................................................43-50
I. Пояснительная записка
«В тело гармонически развитое, доведенное до высшей своей силы, проникает дух танца.… Каждое упражнение должно быть не только средством для достижения цели, но и самоцелью; и эта самоцель делала бы каждый день полным и счастливым…»
Айседора Дунган.
Предмет «ритмики и хореографии» является профилирующей дисциплиной в эстетическом цикле предметов, введенных в общеобразовательных школах с хореографическим отделением, гимназиях, школах искусств и т. д.
В настоящее время в нашей стране, существует ряд проблем, без решения которых школьное хореографическое образование весьма затруднительно. К их числу относятся не разработанность педагогических методик для работы с детьми на уроках хореографии и не умение организовать хореографический кружок. Данная работа вызывает интерес по двум причинам:
1) в работе собран материал по организации хореографического кружка, основанном на опыте педагогов;
2) в работе представлена программа хореографического кружка на четыре года обучения, рекомендации по работе с ней, а так же мероприятия воспитательного характера (беседы о хореографическом искусстве и работа с родителями).
В настоящую программу по хореографии привнесен и адаптирован опыт хореографической студии «Сильфида» г. Москвы, опыт работы по хореографии студии «Светлячок» г. Москвы, руководитель Сидорова Л.А., проанализированы и адаптированы: интегрированная программа по хореографии с другими видам искусства на базе муниципальной средней общеобразовательной школы №20 г.Сарова "Школа полного дня", программа по развитию артистизма Баранова А.Б., и программа по хореографии 1988 г. из сборника программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.
Цель дипломного проекта: разработать программу, включающую организацию и содержание работы хореографического кружка.
Задачи:
1. Изучить литературу по организации и содержанию хореографического кружка.
2. Определить методические основы организации и содержания хореографического кружка.
3. Разработать программу работы хореографического кружка.
4. Разработать рекомендации для работы по программе хореографического кружка.
Ведущий метод исследования: проектный.
Тип работы: методический, поисково-творческий.
База исследования: гимназия №3 г. Иркутска
Целями хореографиечкого кружка являются формирование знаний в области хореографической культуры, развитие творческих способностей учащихся. Кроме того, приобщение детей к искусству танца позволяет не только постичь эстетику движения, но и способствует решению одной из важнейших проблем эстетического воспитания учащихся – приобщая их к богатству танцевального и музыкального народного творчества.
Хореография, как и другие виды искусства, воспитывает эстетические чувства. Под эстетическим воспитанием подразумевается систематическое развитие органов чувств и творческих способностей, что расширяет возможность наслаждаться красотой и создавать ее. Из всех видов увлечений танец раскрывает непосредственность и искренность эмоционального порыва.
Во время занятий дети учатся владеть своим телом, координировать движения, согласовывать их с движениями других детей, учат пространственной ориентировке, укрепляют основные виды движений, способствуют освоению элементов плясок, танцев игр, углубляются навыки общения с различными предметами. Благодаря этой деятельности удовлетворяется естественная потребность детей в движениях.
Занятия хореографическим искусством имеют большое значение и для физического воспитания детей. Специфика обучения хореографии связана с постоянной физической нагрузкой. В процессе занятий дети приобретают хорошую осанку, пластичность движения, легко и красиво двигаются под музыку. Но физическая нагрузка сама по себе не имеет для ребенка воспитательного значения. Она обязательно должна быть совместна с творчеством, с умственным трудом и эмоциональным выражением. Задача педагога хореографа – воспитать в детях стремление к творческому самовыражению, к грамотному овладению эмоциями, пониманию прекрасного. Использование на занятиях этюдов на изображение животных способствует развитию у детей артистизма, фантазии и наблюдательности. Таким образом, на занятиях дети приобретают музыкально-ритмические навыки и навыки выразительного движения, а также занятия способствуют развитию творческих способностей.
В процессе занятий хореографией, дети учатся слушать музыку. Они узнают, какие чувства передает музыка, о чем и как она рассказывает. Подбор специальных упражнений помогает понять отдельные средства музыкальной выразительности. Дети меняют направление движения со сменой частей и музыкальных фраз произведения, изменяют характер этих движений со сменой динамики, регистра, темпа музыки. Музыкально-ритмическая деятельность привлекает детей своей эмоциональной окрашенностью, возможностью активно выразить отношение к музыке в движениях. Во время занятий дети учатся владеть своим телом, координировать движения. В процессе занятий дети приобретают хорошую осанку, пластичность движения, легко и красиво двигаются под музыку, согласовывать их с движениями других детей, учат пространственной ориентировке, укрепляют основные виды движений, способствуют освоению элементов плясок, танцев, игр, углубляются навыки общения с различными предметами.
Общение детей в хореографическом коллективе активизирует их социальное созревание. Средством осуществления этих ценностных ориентаций становится детский коллектив как социальная общность, объединяющая детей совместными целями, общей деятельностью и переживаниями. Разумеется, само по себе пребывание в коллективе еще не гарантирует формирования у ребенка социально-ценностных качеств. Все зависит от того, каковы культурные основы, на которых строятся коллективные отношения, насколько полно и разносторонне ребенок может реализовать в коллективе свои способности и стремления. В здоровом коллективе проявляется процесс взаимного обогащения, развития его участников. Каждый член коллектива, с одной стороны, привносит в коллектив свой индивидуальный опыт, способности, интересы, с другой стороны, активно впитывает в себя то новое, что несут другие. В детском коллективе в совместной деятельности осуществляются обмен информацией, согласование общей цели, взаимный контроль и коррекция действий, развивается способность понимать состояния и мотивы поступков других и соответственно на них реагировать. В опыте коллективных отношений формируются эмпатия, социальная чуткость, которая помогает ребенку психологически грамотно строить свое взаимодействие с партнерами. Стремление к общению растет у ребенка все больше по мере того, как он научается выражать себя. Возраст 7-12 лет характеризуется развитием общественных инстинктов. Умение выразить свои мысли и чувства сближает в хореографическом коллективе. Таким образом в процессе занятия дети приучаются к сотворчеству, у них развивается художественное воображение, ассоциативная память, творческие способности. Учащиеся осваивают музыкально-танцевальную природу искусства. Развивается творческая инициатива детей, умение передать характер музыки и содержание образа движениями. Благодаря этой деятельности удовлетворяется естественная потребность детей в движениях.
Приобщая маленького человека к миру Прекрасного важно учить ребенка отличать подлинное искусство от подделки. Прививать с самых ранних лет хороший вкус, закладывая те добрые основы, которые помогут ему, вырасти человеком с тонким чувством изящного, человеком, чья душа открыта навстречу всем проявлениям творческого таланта.
Основными показателями танцевальной культуры и эстетической воспитанности школьников, получивших хореографическое образование, можно считать музыкальность, осмысленное отношение к танцу как к художественному произведению, благородства манеры исполнения, понимание единства формы и содержания танца. Показателями танцевальной культуры является также способность учащихся самостоятельно оценивать хореографическое произведение, наличие у учеников нравственной воспитанности, выражающейся, в частности, в поведении в коллективе, их трудолюбии, взаимопомощи.
Современный воспитательный процесс в образовательных учреждениях разного типа и уровня ориентирован на ценности гуманизма, сотрудничества, творческого взаимодействия, свободы и ответственности в воспитании ребенка.
Творческая самореализация ребенка способствует формированию у него потребности в саморазвитии, стимулирующий, в свою очередь, постоянный творческий рост человека. Реальное соприкосновение ребенка с процессом творчества формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности. Занятия в хореографическом коллективе позволяют ребенку реализовать себя, пережить ситуацию успеха и на этой основе повысить собственную самооценку и свой статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Эта уникальная особенность чрезвычайно важна для детей, неуверенных в себе, страдающих теми или иными комплексами. Воспитательная направленность хореографического коллектива основана на формировании у детей практических навыков здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды.