Организация коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста, имеющими невроз страха
Введение |
3 |
Глава 1.Теоретическое обоснование проблемы невроза страха |
6 |
1.1. Сущность понятия невроза |
6 |
1.2. Возрастная динамика невроза страха |
11 |
1.3. Психологическая коррекция невроза страха |
23 |
Выводы |
27 |
Глава 2 Описание опытно-экспериментальной работы по коррекции невроза страха |
29 |
2.1. Результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы |
29 |
2.2. Описание коррекционного этапа опытно-экспериментальной работы |
38 |
2.3. Результаты контрольного этапа опытно-экспериментальной работы |
51 |
Выводы |
56 |
Заключение |
58 |
Список литературы |
60 |
Приложение |
63 |
Введение
Изучаемая нами тема по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов в области детской невропатологии, но и родителей, воспитателей детских садов, учителей и психологов. С каждым годом в нашей стране возрастает количество детей, которым поставлен диагноз какого-либо нервного заболевания. По данным исследований А.К. Захарова к окончанию начальной школы здоровых детей меньше половины. Причины такого явления кроются не только в сложной социальной обстановке, но и намного глубже. Опасность этого заболевания кроется не в его тяжести или неизлечимости, (невроз – излечим), а в отношении к этому заболеванию. Большинство родителей просто не обращают внимания на первые признаки неврозов или нервных расстройств у своих детей, вторая часть родителей, если и обращает внимание, то относятся достаточно поверхностно («Само пройдет»), и лишь незначительная часть предпринимает реальные действия для исправления положения. По мнению школьных педагогов и психологов к средним классам диагноз нервного расстройства можно поставить большинству детей, а фактически здоровыми можно назвать лишь единицы. Если учесть, что невроз появляется не в школьном возрасте, а гораздо раньше и к школьному возрасту часть детей приходят с устойчивыми нервными нарушениями, то можно сделать печальные выводы. Может показаться, что мы сгущаем краски и рисуем апокалипсическое будущее, но, судя по масштабу распространения этой проблемы - в недалеком будущем грозит полная невротизация населения. Общество, состоящее в большинстве своем из невротиков, не может гармонично существовать в дальнейшем. Чем может обернуться проблема детских неврозов в дальнейшем, говорить не приходится.
Все выше перечисленное нами, на наш взгляд является актуальным и заслуживает внимания и рассмотрения этой темы.
Цель исследования: состоит в том что, на основе анализа психолого-педагогической литературы выделить способы коррекции невроза страха.
Данная цель исследования определила постановку следующих задач:
- Изучить теоретический материал по проблеме неврозов и неврозов страха.
- Изучить возрастную динамику невроза страха
- Подобрать и проанализировать различные способы коррекции страхов.
- Провести диагностическое обследование по выявлению детей с неврозом страха
- Подобрать коррекционный блок, направленный на преодоление невроза страха
- Определить эффективность проделанной опытно-экспериментальной работы
Объектом исследования: являются неврозы страха в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования: способы коррекции неврозов страха у детей младшего школьного возраста
Гипотеза исследования: использование таких способов как игротерапия, арт-терапия, сказкотерапия способствует коррекции невроза страха.
В соответствии с поставленными задачами в исследовании использовались следующие методы:
Теоретические - теоретический анализ психологической литературы.
Эмпирические – опросник для родителей: «Ваш ребенок болен неврозом или может им заболеть» (А.И.Захаров), методика для определения невроза страха (А.И.Захаров).
База исследования: базовая школа №70 при ИГПК №1
Методологической основой нашей работы являются научные положения, сформулированные и обоснованные психологами:
- · А.И. Захаровым о сущности невроза, возрастной динамики невроза и коррекции невроза страха;
- · С.С. Степановым о видах невроза;
- · Т.Д. Зинкевич-Евстегнеевой, О.В. Хухлаевой, О.Е. Хухлаева о способах коррекции невроза страха.
Практическая значимость исследования состоит в том что, нами были определены психологические способы коррекции невроза страха у детей младшего школьного возраста, которые можно использовать психологам в практической деятельности.