Организация процесса обучения детей младшего школьного возраста с учетом их ведущей перцептивной системы
Содержание
Введение ………………………………………………………….2
Глава l Теоретическое рассмотрение проблемы организации процесса обучения и модальностей восприятия в психолого -педагогической литературе…….6
1.1 Структура процесса обучения …………………………….6
1.2 Характеристика модальностей восприятия ……………..14
1.3 Описание поведенческих реакций и переработки хранения информации младших школьников с разными ведущими модальностями…………………………………………………..28
Выводы ………...………………………………………………..31
Глава ll Анализ учета ведущих модальностей восприятия младших школьников в процессе обучения………………..33
2.1 Методика проведения констатирующего этапа……………33
2.2 Апробация приемов обучения младшего школьного возраста с учетом ведущих модальностей восприятия………..43
2.3 Сравнительный анализ результатов эксперимента……..…50
Выводы…………………………………………………………..55
Заключение……………………………………………………...56 Литература………………………………………………………58
Приложение……………………………………………………..60
Введение
Человек живет в мире предметов и явлений природы, среди людей с которыми он повседневно встречается и общается. Чтобы правильно ориентироваться в окружающем мире, люди должны воспринимать каждый отдельный предмет и ситуацию в целом, целый комплекс каких-то предметов, связанных друг с другом. Каждый человек воспринимает мир по своим доминирующим модальностям.
В процессе обучения у многих детей возникают проблемы в неуспеваемости. Существующие психологические методы диагностики, не дают ясного ответа на возникший вопрос: «В чем причина проблемы?»
Современные тестовые методики лишь констатируют факт нарушения того или иного психологического процесса. В большинстве случаев психолог выявляет у ученика, к примеру, низкий уровень обобщения или неумение устанавливать причинно-следственные связи. Но в чем причина его неспособности это сделать, как это соотносится с тем, что ему не дается математика или русский язык, ни психолог, ни учитель в большинстве случаев сказать не могут.
Многие школьные психологи сталкивались с тем, что есть ученики, показывающие хорошие результаты по всем тестам, в том числе и по тестам обучаемости, но с учебой имеющие серьезные проблемы, несмотря на достаточную мотивацию и старательность. В чем заключается причина этого.
На этот и на другие вопросы отвечает нейролингвистическое программирование. Использование подходов НЛП в диагностике и коррекции трудностей в обучении позволяет сделать вывод, что как минимум у 70 процентов детей, испытывающих трудности в обучении, они связаны, в первую очередь, с несоответствием их модального типа методам обучения.
Учитывая нейролингвистические особенности детей, учителю важно излагать материал на доступном детям языке с опорой на аудиальное, визуальное и кинестетическое запоминание. Для этого учителю необходимо научиться варьировать изложение материала во всех трех модальностей. Это не только помогает опираться на развитую модальность ребенка, но научит использовать менее развитые модальности в процессе обучения. Любая информация, идущая через нервную систему учеников, должна предварительно транслироваться в ведущую единственную модальность памяти, понимания. Когда инструкция (информация) совпадает, с ведущей модальностью, ученики справляются прекрасно и хорошо запоминают эту часть урока. Когда учитель переключается с ведущей модальности <транслятора> на другую, ученик вынужден транслировать информацию обратно в свою модальность. Такая трансляция требует временного отключения от реальности (ученик в это время не слышит учителя). В результате у ученика появляется серия пробелов в информации, что выявляется чаще всего при повторении и на контрольных работах.
Бандурка Т.Н. под модальностью восприятия понимает способ приема и переработки информации, который регулирует действия и деятельность. Модальность восприятия базируется на сочетании сенсорных модальностей при доминировании одной или нескольких из них и создает образ предмета или явления, обозначенный вербально.
Под процессом обучения Харламов И.Ф. понимает целенаправленный процесс организации и стимулирование активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями умениями и навыками, развитию творческих потребностей, мировоззрению и нравственно-эстетических взглядов и убеждений.
Успешность процесса обучения зависит от полноты и правильности учебного восприятия. Восприятие является первой ступенью в усвоении изучаемого материала.
Авторы Бэндлер Р., Гобова Е.С., Павлова М.А. Бандурка Т.Н., Столяренко Л.Д. Ковалев С. В. выделяют три основные модальности восприятия младших школьников, для которых характерны свои особенности восприятия и сохранении информации. И для активизации индивидуального процесса обучения преподавателю необходимо учитывать тот канал восприятия, который характерен каждому из учащихся, на каждом этапе урока, который формирует наиболее оптимизированный стиль учения и совершенствует восприятия учебного материала.
В настоящее время в школьной практике является проблемой организация процесса обучения младшего школьного возраста с учетом ведущей перцептивной системы это обуславливает актуальность нашей темы.
Исследуя данную проблему, мы ставим перед собой следующую цель: проанализировать эффективность разработанных приемов организации обучения младших школьников с учетом их ведущей перцептивной системы. Данная цель определила постановку следующих задач:
- Проанализировать литературу по проблеме исследования.
- Проанализировать структуру обучения.
- Проанализировать существующие модальности восприятия, особенности поведения людей.
- Обобщить диагностические методики ведущих каналов восприятия.
- Разработать и систематизировать приемы организации процесса обучения с учетом ведущей перцептивной системой.
Объектом исследования выступает процесс обучения младших школьников.
Предметом является учет ведущей перцептивной системы в процессе организации обучения младших школьников.
Гипотеза: если в процессе обучения применять разработанные нами приемы, учитывающие ведущие модальности восприятия младших школьников, то успеваемость учащихся повысится.
Методы исследования:
- теоретические - теоретический анализ дидактической, психологической, психолого-педагогической, литературы по проблеме исследований;
- эмпирические – педагогическое наблюдение за деятельностью учителей, учащихся в учебном процессе и на перемене; психолого-педагогический эксперимент; тестирование, наблюдение; качественный, количественный анализ результатов исследования.
Практическая значимость заключается в возможности использования разработанных приемов обучения школьников при организации урока учителями и студентами при прохождении практики.
Структуру работы составляют:
введение;
-глава 1. Теоретическое рассмотрение проблемы организации процесса обучения и модальностей восприятия в психолого-педагогической литературе;
-глава 2. Анализ учета ведущих модальностей восприятия младших школьников в процессе обучения;
-заключение;
-литература;
-приложение.