Организация психокоррекционной работы с высокотревожными детьми младшего школьного возраста
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ СТРАХА И ТРЕВОЖНОСТИ.. 5
1.1 Определение страха и тревожности сходство и отличия. 5
1.2 Классификация страхов, детерминанты страха. 7
1.3 Проявление страхов у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. 10
1.4 Последствия тревожных переживаний. 12
1.5 Поведение воспитателей и помощь ребенку в преодолении страхов. 13
ГЛАВА II. ЗНАЧЕНИЕ ИГР И АРТТЕРАПИЯ ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ТРУДНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ.. 15
2.1. Игры и их роль в психокоррекции дошкольников и младших школьников. 15
2.2. Арттерапия при коррекции страхов и тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста. 22
ГЛАВА III. Организация коррекционной работы по коррекции высокотревожных детей младшего школьного возраста 23
3.1 Основные принципы психокоррекционной работы. 23
3.2 Организация психокорреционной работы в МООУ детском доме №5. 26
IV. ВЛИЯНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ.. 33
РАБОТЫ НА УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ И СТРАХОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 33
4.1. Методы диагностики тревожности и страхов. 33
4.2. Результаты влияния психокоррекционной работы на тревожность и страхи у детей. 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 42
ЛИТЕРАТУРА.. 44
ВВЕДЕНИЕ
Страх и тревожность являются наиболее опасными из всех эмоций. Обширные области исследования, посвящённые страху и тревожности, создают прекрасные основания для дальнейшего понимания этих важных эмоций. Литературы по данной проблеме разработано немного, но она свидетельствует, что изучение страхов и тревожности у учащихся младших классов весьма актуальна.
Проблемой страхов у детей младшего школьного занимались многие учёные. Безруких М.М. и Ефимова С.П. [2] указывают на большой вклад Боулби в обозначение причин детских страхов, а так же на заслуги Рэчмена, согласно концепции которого, события или ситуации, которые вызывают так же боль, могут вызвать страх независимо от наличного ощущения боли. Черясворт [2], предложил перечень индикаторов страха. Много методов и приёмов для снятия тревожности младших школьников разработано у А.М. Прихожан [16].
А.И. Захаров [6, 7, 8] впервые в отечественной и мировой практике рассмотрел причины возникновения и развития дневных и ночных страхов. Привел статические данные, показывающие влияние различных факторов, в первую очередь семейных взаимоотношений, на формирование этих страхов.
Актуальность исследования проблемы определяется еще и тем, что с возрастом у детей меняются мотивы поведения, отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. И от того, смогут ли воспитатели и педагоги уловить эти перемены, понять изменения, происходящие с ребенком, и в соответствии с этим изменить свои отношения, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой нервно-психического здоровья ребенка.
К сожалению, в большинстве случаев страхи возникают по вине самих воспитателей, и наш долг – предупредить возможность их проявления и оградить детей от страхов, вызванных семейными неурядицами, душевной черствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто воспитательской невнимательностью.
Переживание страхов следует отличать от состояния тревоги. В отличие от страхов тревога – это переживание определенной и не ясной опасности [20]. В страхе и в тревоге есть общий эмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства, т.е. в обоих понятиях отображено восприятие угрозы или отсутствие чувства безопасности. Страх и тревога не редко встречаются вместе.
Целый ряд научных исследований, посвященных коррекции страхов и тревожности свидетельствует о высокой роли организации психокоррекционной работы на уровень тревожности и страхов у детей младшего школьного возраста [12, 16, 18].
В связи с чем в дипломной работе мы изучали влияние организации психокоррекционной работы в МООУ санаторном детском доме № 5 на уровень тревожности и страхов у детей младшего школьного возраста. В дипломной работе использованы данные диагностического исследования, изучена организация психокоррекции в детском доме и проведен анализ результатов психокоррекционной работы на уровень тревожности и страхов у детей младшего школьного возраста.
В работе использованы следующие методы исследования: наблюдение, беседа, сравнение, обобщение, диагностика коррекции, изучение литературы по данной проблеме.
Объект исследования: характер новообразований детерминируемый коррекционной работой при изучаемой организации этой работы.
Предмет исследования: организация психокоррекционной работы с высоко-тревожными детьми младшего школьного возраста.
Исходя из актуальности проблемы была определена цель дипломного обследования: определить влияние организации психокоррекционной работы на уровень тревожности и страхов у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
1. Обобщить теоретический материал по проблеме возникновения страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста.
2. Выявить психолого-педагогические аспекты проявления детской тревожности.
3. Изучить организацию психокоррекционной работы по коррекции страхов и тревожности в детском доме №5.
4. Провести мониторинговые исследования по влиянию организации психокоррекционной работы на страхи и тревожность у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования. При организации психокоррекционной работы в соответствие с основными принципами: единства диагностики и коррекций, комплексного подхода, учета индивидуальных и возрастных особенностей детей, произойдет снижение уровня тревожности и уменьшение количества страхов у детей.