Педагогические условия развития гражданского самосознания у учащихся пятых классов на уроках истории
Оглавление
Введение |
2 |
I.Гражданское самосознание как педагогическая проблема |
|
1.1.Проблема гражданского самосознания как ценностная ориентация в психолого-педагогической литературе |
5 |
1.2.Теоритические подходы к проблеме развития гражданского самосознания. |
12 |
Выводы по I главе |
17 |
II. Педагогические и методические условия развития гражданского самосознания у учащихся 5-х классов на уроках истории.
|
|
2.1.Принципы развития гражданского самосознания |
18 |
2.2.Методы, используемые в процессе развития гражданского самосознания на уроках истории. |
23 |
Выводы по II главе |
36 |
Заключение |
37 |
Список литературы |
38 |
Приложение |
40 |
Введение
Сегодня в России предпринимаются попытки обновления системы общественных отношений. Связанные с этим процессы трансформации духовной сферы и тенденции социальных процессов порождают множество проблем и противоречий, болезненно сказывающихся на всех аспектах жизни общества. Сегодня ни одна из существующих проблем не вызывает такой тревоги, как судьба будущих поколений, детей и подростков, которые наиболее уязвимы в период кризисов. Как следствие противоречивости социальной в период кризисов. Как следствие противоречивости социальной и духовной ситуации, изменяется мир ценностей молодежи, обостряются многие проблемы, такие как подростковая преступность, наркомания среди малолетних и другие, которое все больше превращаются в общенациональные. Проблемы молодежи – проблемы страны. От того, какие ценности в них заложены, какие идеалы они несут, во многом зависит характер общественных отношений и социальная структура России в недалеком будущем. Изменение общественных отношений, экономики, управления в настоящее время вызвало потребность перестройки содержания образования. В связи с этим в стране делаются попытки на разных уровнях укрепления гражданственности и ее составных частей: демократизма, исторического оптимизма, ответственности за судьбы Родины, сопричастности к событиям происходящих в стране, национального достоинства и патриотизма. Ученые, в частности Вяземский М.Ю., определили важнейшую цель исторического образования – обеспечить средствами предмета воспитание гражданина и патриота Отечества, ценностно-ориентированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к реализации.
Все, кто имеет прямое и косвенное отношение к воспитанию, образованию молодежи понимают, что сложившееся в настоящее время положение требует более активных и действенных мер государства, системы образования, всего общества по воспитанию у детей и молодежи гражданственности, патриотизма, культуры межнационального общения.
Для этого необходимо добиваться согласованных, взаимодополняющих, противоречивых друг другу действий во всех основных социальных институтах воспитания.
Общество нуждается в новом уровне сотрудничества, в деле воспитания детей и молодежи, государства, семьи, церкви и других традиционных религиозных организаций народов России, политических партий, общественных объединений, средств массовой информации. Необходимо восстановить баланс двух основных сторон образования, обучения и воспитания. В связи с чем в образовательных учреждениях увеличит ресурс времени на воспитательный аспект, занятия детей по интересам, приобщения к национальной культуры.
Сущность гражданственности заключается в созидательном и активном выполнении гражданских обязанностей и долга перед государством и народом.
Если человек не осознает себя гражданином, то как можно требовать от него выполнения обязанностей и соблюдение прав других граждан.
Актуальность проблемы определила цель работы - выявить педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие гражданского самосознания у учащихся пятых классов на уроках истории.
Объект исследования – процесс развития гражданского самосознания у учащихся пятых классов на уроках истории.
Предмет исследования – педагогические условия развития гражданского самосознания у учащихся пятых классов на уроках истории.
На основании цели определен ряд задач:
- Анализ психолого-педагогической литературы по развитию гражданского самосознания.
- Рассмотреть различные подходы в определении понятий ценность, гражданственность, гражданское самосознание.
- Определить педагогические и методические условия, способствующие развитию гражданского самосознания.