Приемы сравнения как средство формирования у младших школьников вычислительных навыков
Содержание
Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1 Психолого-методические аспекты изучения
проблемы овладения вычислительными навыками
младшими школьниками в процессе формирования
умения сравнивать……………………………………………………………...5
1.1 Теоретическое обоснование проблемы формирования вычислительных навыков у младших школьников…………………………………………………5
1.2. Теоретическое обоснование проблемы развития мыслительных операций у младших школьников……………………………………………………………17
1.3. Пути использования умения сравнивать у младших школьников в процессе овладения вычислительными навыками………………………………………..31
Выводы по 1 главе ………………………………………………………………37
Глава 2 Исследование уровня сформированности вычислительных навыков у третьеклассников с использованием умения сравнивать……………………..39
2.1. Констатирующий этап……………………………………………………………39
2.2. Формирующий этап………………………………………………………………40
2.3. Контрольный этап………………………………………….……………………..44
Заключение…………………………………………………………………………….46
Список литературы……………………………………………………………………47
Приложение……………………………………………………………………………49
Введение
«Никому не режет слух записанное в программе начальной школы требование воспитывать у учащихся учебную самостоятельность и умение учиться. Более того отсутствие умения учиться, неспособность быть субъектом собственной учебной деятельности вызывает справедливое неудовольствие и беспокойство взрослых: ребенок, который к концу начальной школы не обретает этого умения, в средней школе перестает учиться, порождая массу подростковых проблем школьного негативизма и невротизма, а получив аттестат зрелости, обнаруживает свою глубокую незрелость, неготовность жить в стремительно меняющемся мире…»
(В.В.Давыдов, В.И.Слободчиков, Г.А.Цукерман)
Умственное развитие, развитие мышления является важной стороной в развитии личности младших школьников, в частности ее познавательной сферы. Мышление человека характеризуется активным поиском связей и отношений между разными событиями, явлениями, вещами, предметами.
Одним из важных направлений в решении этой задачи выступает создание в начальной школе условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности.
В процессе изучения математического содержания у младших школьников формируются приемы мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, абстрагирования и обобщения.
Формировать вычислительные навыки у младших школьников можно в процессе овладения мыслительными операциями, такой как сравнение.
Исследования ученых В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, П.Я.Гальперина, Н.Ф.Талызиной показали что обучение должно быть нацелено ни только на овладение учащимися различных математических понятий и способов действий, но прежде всего на развитие тех психических функций, которые еще не созрели. Т.е. обучение должно способствовать эффективному развитию умственных операций у младших школьников. В программе, авторами которой являются И.И.Моро, М.А.Бантова, недостаточное внимание уделяется развитию мыслительных операций.
Принимая во внимание все сказанное, становится очевидным мотивы выбора данной темы, они продиктованы практической значимостью, как с помощью умения сравнивать можно отрабатывать вычислительные навыки.
Объект исследования: процесс овладения младшими школьниками вычислительными навыками.
Предмет исследования: формирование у младших школьников умения сравнивать.
Цель исследования: выявить и апробировать условия формирования вычислительных навыков у младших школьников с использованием приема сравнения.
Гипотезой является предположение о том, что при определенных условиях использования прием сравнения будет способствовать формированию у младших школьников вычислительных навыков.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме.
2.Изучить условия формирования вычислительных навыков у младших школьников.
3.Составить и апробировать систему заданий, направленную на овладение вычислительными навыками с использованием умения сравнивать.
В исследовании применялись следующие методы:
- теоретические(анализ психолого-педагогической и методической литературы, моделирование заданий)
- эмпирические (наблюдение, исследовательская работа)
Методологическую основу составляют исследования психологов: Люблинская А.А., Менчинская Н.А., Кабанова-Меллер Е.Н., Епишева О.Б., Крупич В.Н.;
педагогов: Бабанский Ю.К., Истомина Н.Б., Ушинский К.Д.