Приобщение к нравственным ценностям учащихся 3а класса через расширение круга чтения
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.................................................................................................... 3
Глава I. Методологические основы теории ценностей...................... 6
1.1. Философские аспекты ценностей..................................................... 6
1.2. Психологические аспекты ценностей............................................... 7
1.3. Педагогические аспекты ценностей................................................. 9
Глава II. Методика организации и проведение опытно-методичес-
кой работы с учащимися 3а класса школы № 71 по проблеме
«Приобщение к нравственным ценностям через расширение
круга чтения............................................................................................. 16
2.1. Констатирующий этап: диагностики, используемые на этом этапе,
основные показатели.......................................................................... 16
2.2. Формирующий этап: его содержание, методика работы по
выбранной проблеме.......................................................................... 20
2.3. Контрольный этап: предположительные результаты, наблюдения.... 25
Заключение............................................................................................... 28
Список использованной литературы.................................................... 30
Приложение.............................................................................................. 33
ВВЕДЕНИЕ
Стратегия развития российского образования, его направленность на воспитание высоконравственной, образованной, творческой личности, на продолжение национальных традиций, развитие науки и культуры, укрепление исторической преемственности поколений есть не что иное, как стратегия воспитания духовности.
Эта стратегия требует обновления образовательного и воспитательного процессов в учебных заведениях всех уровней. Сложность решения этой стратегической проблемы в современных условиях подтверждается наличием ряда противоречий как внешних, так и внутренних.
Поиск новых путей социально-политического и социально-экономического развития общества, сопровождающийся распадом системы социальных отношений, развалом общественных структур, идеологическим вакуумом, дегуманизацией и криминализацией общества, подверг разрушительному воздействию воспитание как одно из социальных и культурологических явлений.
В 90-е годы в российском обществе существенно трансформировались состав и деятельность субъектов воспитания, прежде всего семьи, школы, учреждений дополнительного образования, влияние на воспитание средств массовой информации.
Социально-экономические реформы оказали негативное воздействие на российскую семью, привели к глубоким изменениям в ее жизнедеятельности. Произошла резкая дифференциация доходов семей, их массовое обнищание. Все это обусловило снижение воспитательного потенциала семьи, ее роли в социализации детей. Неблагополучие, бедность, неблагоприятная психическая атмосфера пагубно влияют на воспитание детей, их нравственное развитие.
Семейные неурядицы становятся причиной появления жестокости и насилия по отношению к детям, их ухода из дома. Для подростков, растущих в конфликтных условиях характерен широкий спектр аномалии, включая психические, криминогенные, другие деформации.
Значительно осложняет воспитание криминализация российского общества. Противоречия между декларируемыми и реальными социальными нормами порождают условия, провоцирующие воспроизводство различных форм отклоняющегося поведения в среде молодежи. Особую тревогу вызывает проблема наркомании. Растет число наркозависимых в подростковой среде.
Пагубно влияет на воспитание средства массовой информации, проповедующие насилие, жестокость, безнравственность. Все это внешние (социальные) противоречия.
Следует назвать и внутренние противоречия. Наша школа сделала значительный шаг в освоении новых технологий обучения, среди которых важное место заняли системы развивающего обучения Л.В. Занкова, Эльконина – Давыдова – Репкина. Главной целью этих технологий было развитие интеллекта, а задачи воспитания, особенно нравственного уходили на второй план. Как известно, интеллект без нравственных ценностей бесплоден. Об этом свидетельствуют методические постулаты педагогики: образование служит нравственности. Ценность образования не в объеме усвоенной информации, а в развитии духовности человека, включая культуру, духовные ценности и нравственные идеалы. Кардинальная проблема педагогики ХХI века – воспитание человека, у которого гармонически сочетаются духовные потребности и способности обеспечения саморазвития и саморегуляции потребления через приобщение к нравственным ценностям.
Основная задача всех образовательных учреждений – воспитание нравственности. А оно начинается с приобщения к нравственным ценностям.
Младший школьный возраст – самая благоприятная пора для приобщения к нравственным ценностям. Существует много путей, направлений в этой работе. Каждый педагог должен найти свою нишу в ней. Мы выбрали для проведения опытно-методической работы по приобщению к нравственным ценностям специально подобранные произведения не большие по объему с прозрачной идеей. В этом, на наш взгляд, новизна и актуальность нашей работы.
Объект исследования – процесс приобщения к нравственным ценностям.
Предмет исследования – нравственные ценности, принятие их учащимися 3а класса школы № 71 г. Иркутска и перевод их в сферу функционирования.
Цель исследования: исследование возможностей влияния специально подобранных произведений в приобщении к нравственным ценностям, лежащих в основе русского менталитета.
Задачи исследования:
- Анализ философской, педагогической, психологической литературы с целью выявления ключевых понятий.
- Выявление представлений о жизненных ценностях учащихся, в том числе и о нравственных ценностях.
- На основе проведенной системной опытно-методической работы выявить изменения в представлениях о нравственных ценностях, их принятии и переходе нравственных ценностей в сферу функционирования.
В основе нашей опытно-методической работы лежит аксиологический и личностно-ориентированный подход.