pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Проведение опытов на уроках естествознания как средство ознакомления школьников с окружающим миром


Содержание 

 

Введение……………………………………………………………..……………3

 

ГлавI. Теоретическое обоснование проведения опытных и лабораторных работ в курсе «Окружающий мир»……………………………………………6

 

1.1. Особенности курса «Окружающий мир» и современные программы по естествознанию………………………………………………………………...….6

1.2. Возрастные особенности младших школьников…………………….……18

1.3.Методика организации и проведения опытов по естествознанию

в начальной школе………………………………………………………...……..22

Выводы по I главе…………………………………………………………….….41

 

Глава II . Организация и проведение опытной работы в период преддипломной практики…………………………………………….……….42

 

2.1. Результат опытной работы на констатирующем этапе…………..……….42

2.2. Разработка программ формирующего этапа опытной работы…………...45

2.3. Анализ результатов опытно – экспериментальной работы………………51

Вывод по II главе………………………………………………………………...52

 

Заключение……………………………………………………………………...54

 

Литература………………………………………………………………………55

 

 

 

 

 

Введение

«Окружающий мир» как учебный предмет имеет большие возможности для образования и воспитания школьников.

Современное общество нуждается сейчас в человеке, способном  самостоятельно мыслить, быть готовым как к индивидуальному, так и к коллективному труду, осознавать последствия своих поступков для себя, для других людей и для окружающего мира.

Начальная школа закладывает основы естественнонаучной грамотности школьников. Большое значение имеют практические методы обучения природоведения. Практические методы способствуют наилучшему изучению предметов, объектов и явлений. К данным методам относятся наблюдение, проведение лабораторных опытов, работы по определению и описанию объектов, работы с приборами, в уголке живой природы и на учебно-опытном участке.

Внедрение исследовательского метода  в педагогическом процессе определяет необходимость использовать такой метод, как опыт.

Педагогическая ценность опытов обусловлена главным образом тем, что при их выполнении обеспечивается единство знаний, умений и навыков школьников, воспитывается их самостоятельность и любознательность.

По сравнению с простыми наблюдениями опыт является более сложной формой изучения природы, так как он предполагает:

1. В искусственных условиях вне непосредственного общения с природой воспроизводить явления природы, определять особенности объектов.

2. Создание подготовленных условий для его проведения.

3. Формирование умения соотнести наблюдаемые в опыте явления и процессы с тем, что происходит в природных условиях, делать выводы и обобщения.                                                                                                             Опыты формируют у учащихся материалистическое понимание фактов и явлений природы, воспитывают наблюдательность, мышление, речь школьника, а также их активность.

Таким образом, опыт является средством ознакомления младших школьников с окружающим миром.

 Актуальность исследования обусловлена потребностью в   практическом      изучении явлений природы, т.к. с приобретением одновременно теоретических знаний, происходит формирование практических умений и навыков. На лабораторных работах идет соединение органов чувств с органами движения. Осязая предметы, учащиеся полнее используют их свойства, лучше познают окружающий мир.

Тема дипломной работы «Проведение опытов на уроках естествознания, как средство ознакомления младших школьников с окружающим миром».

Цель дипломной работы – разработать серию опытов и  теоретически обосновать важность проведения их для ознакомления младших школьников с окружающим миром.

Объект исследования: процесс ознакомления младших школьников с окружающим миром.

Предмет исследования: проведение опытов и лабораторных работ на уроках естествознания с целью ознакомления младших школьников с окружающим миром.

Гипотеза: предполагаем, что проведение опытов на уроках естествознания является важным средством ознакомление  младших школьников с окружающим миром.

Данная цель исследования определила постановку следующих задач:

1. Проанализировать психолога–педагогическую литературу и передовой педагогический опыт  по обозначенной проблеме.

2. Разработать и апробировать серию опытов.

3. Провести диагностическое исследование.

В соответствии с поставленными задачами в исследовании использовались следующие методы:

1. Теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы по изучаемой теме, проектирование результатов.

2. Эмпирические: анкетирование, сравнение, обобщение, беседа и наблюдение.

База исследования МОУ СОШ №19, 2 «В» класс в количестве 21 человек. Сроки: апрель 2005 год.

Практическая значимость: данное исследование может быть применимо на практике учителями школы, а также студентами при проведении пробных уроков, которые помогут учителю познакомить детей с окружающем миром.

Структура работы:

Введение. Во введении  раскрывается значимость опытов на уроках окружающего мира, обосновывается выбор темы исследования, определяется объект и предмет, сформулированы цель, задачи, указаны методы, используемые при исследовании, прописана структура работы.

1. глава. В первой главе раскрывается теоретическое обоснование проведения опытных и лабораторных работ в курсе « Окружающий мир», возрастные особенности младших школьников, методика организации и проведение опытов по естествознанию.

2. Во второй главе раскрывается организация и проведение опытных работ в период преддипломной практики. Результаты опытной работы на констатирующем этапе, разработка программ формирующего этапа опытной работы, анализ результатов опытно – экспериментальной работы.

Заключение. В заключении формируются общие выводы по результатам проведения опытов по естествознанию в начальной школе, как средство ознакомления младших школьников с окружающим миром.

Литература.

Данная проблема в различных аспектах изучаются учеными, отечественными  педагогами и непосредственно экологическими педагогами:  С.Т. Шатский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, М.П. Щетинина, С.Д. Дерябо, В.А. Ясвина, Е.В. Дзятковского, А.Н. Захлебный, И.Ф. Зверева, А.А. Плешакова, А.А. Вахрушева и др.


Возврат в  Заказать эту работу