Развитие зрительнo-пространственного восприятия как условие устранения оптической дисграфии у детей младшего школьного возраста
Содержание
Введение 3
Глава I. Теоретическое рассмотрение проблемы нарушения письменной речи и восприятия в психолого-педагогической литературе 6
1.1. Чтение и письмо как сложный психофизиологический процесс и его нарушение 6
1.2. Восприятие как психофизиологический процесс познавательной деятельности 22
Выводы 29
Глава II. Система работы по устранению нарушений письменной речи и развитию зрительного и пространственного восприятия 31
2.1. Анализ сформированности зрительного и пространственного восприятия и нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста 31
2.2. Организация опытно-экспериментальной работы по развитию зрительного и пространственного восприятия у детей с оптической дисграфией 34
2.3. Сравнительный анализ результатов контрольной и экспериментальной групп 41
Выводы 45
Заключение 46
Литература 47
Приложение 50
Введение
В настоящее время в массовых школах выявлено много детей с нарушениями письменной речи – дисграфией.
Дисграфия составляет значительный процент среди других нарушений речи у учащихся массовых школ. Она является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения, а на более поздних в усвоении грамматики родного языка. Сейчас очень много детей, которые учатся в обычных, не коррекционных классах общеобразовательных школах, но у них проявляются нарушения письма.
Дисграфия не связанна с неуспеваемостью ребенка в обучении, а в ее основе лежит пониженная мотивация к обучению. Часто дети оценивают своего сверстника так как оценивает его учитель, если ребенок получает плохие оценки, то и все дети также плохо будут относится к ребенку.
В связи с этим у ребенка появляется негативные отношение к своему классу, пропадает интерес к учебе, возникают трудности в овладении учебного материала.
Поэтому важно устранить причины нарушения письменной речи, это и определило актуальность нашего исследования.
Нарушения письменной речи исследовали такие авторы, как Волкова Л.С, Левина Р.Е, Монакова Н.К, Токарев О.А, Хватцев М.Е.
При изучении и устранении системы речевых нарушений в современной логопедии широко использовались данные психолингвистики, основывающиеся на учение Выготского Л.С, Леонтьева А.А, Лурия А.Р. о
сложной структуре речевой деятельности, об операциях восприятия и поражении речевого восприятия.
Цель исследования: определить эффективность разработанной системы по развитию зрительного и пространственного восприятия как условия устранения оптической дисграфии у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Проанализировать виды нарушений письменной речи и причины лежащие в их основе.
3. Обобщить методы диагностики оптической дисграфии, зрительного и пространственного восприятия.
4. Разработать и систематизировать упражнения, способствующих развитию зрительного и пространственного восприятия.
5. Провести анализ результатов.
6. Сравнить полученные результаты.
Объектом исследования выступает нарушение письменной речи.
Предметом исследования является развитие зрительного и пространственного восприятия, как условие устранения оптической дисграфии.
Методы исследования:
Теоретические - анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Эмпирические - наблюдение, анализ тетрадей, качественный и количественный анализ результатов исследования.
Гипотеза исследования: если развитие зрительного и пространственного восприятия организовать по разработанной нами системе, то это будет способствовать устранению оптической дисграфии у детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в том, что составленную нами систему коррекционных упражнений можно применять в практической работе с детьми с оптической дисграфией.
Структуру работы составляют:
введение;
- глава 1. Теоретическое рассмотрение проблемы нарушения письменной речи и восприятия в психолого-педагогической литературе;
- глава 2. Система работы по устранению нарушений письменной речи и развитию зрительного и пространственного восприятия;
- заключение;
- литература;
- приложения.