pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Развитие зрительнo-пространственного восприятия как условие устранения оптической дисграфии у детей младшего школьного возраста


Содержание

 

Введение                                                                                                        3

 

Глава I. Теоретическое рассмотрение проблемы нарушения письменной речи и восприятия в психолого-педагогической литературе                           6

 

 1.1. Чтение и письмо как сложный психофизиологический процесс и его нарушение   6

 1.2. Восприятие как психофизиологический процесс познавательной деятельности      22

Выводы                                                                                                         29

Глава II. Система работы по устранению нарушений письменной речи и развитию зрительного и пространственного восприятия                                     31

 

2.1. Анализ сформированности зрительного  и пространственного восприятия   и нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста        31

 2.2. Организация опытно-экспериментальной работы по развитию зрительного и пространственного восприятия у детей с оптической дисграфией            34

 2.3. Сравнительный анализ результатов контрольной и экспериментальной групп        41

Выводы                                                                                                         45

 

Заключение                                                                                                46

 

Литература                                                                                                  47

 

Приложение                                                                                                50  

 
   


Введение

 

 

 

В настоящее время в массовых школах выявлено  много детей с нарушениями письменной речи – дисграфией.

Дисграфия составляет значительный процент среди других нарушений речи у учащихся массовых школ. Она  является серьезным препятствием в овладении  учениками грамотой на начальных этапах обучения, а на более поздних в усвоении грамматики родного языка. Сейчас очень много детей, которые учатся в обычных, не коррекционных классах общеобразовательных школах, но у них проявляются нарушения письма.

Дисграфия не связанна с неуспеваемостью ребенка в обучении, а в ее основе лежит пониженная мотивация к обучению. Часто дети оценивают своего сверстника так как оценивает его учитель, если ребенок получает плохие оценки, то и все дети также плохо будут относится к  ребенку.

В связи с этим у ребенка появляется негативные отношение к своему классу, пропадает интерес к учебе, возникают трудности в овладении учебного материала.

Поэтому важно устранить причины нарушения письменной речи, это и определило актуальность нашего исследования.

 Нарушения письменной речи исследовали такие авторы, как Волкова Л.С, Левина Р.Е, Монакова Н.К, Токарев О.А, Хватцев М.Е.

При изучении и устранении системы речевых нарушений в современной логопедии широко использовались данные психолингвистики, основывающиеся на учение Выготского Л.С, Леонтьева А.А, Лурия А.Р. о

сложной структуре речевой деятельности, об операциях восприятия и поражении речевого восприятия. 

Цель исследования:  определить  эффективность разработанной системы по  развитию зрительного и пространственного восприятия как  условия устранения оптической дисграфии у детей младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

1. Проанализировать теоретическую и методическую литературу по проблеме исследования.

2.  Проанализировать виды нарушений письменной речи и причины лежащие в их основе.

3.  Обобщить методы диагностики оптической дисграфии,  зрительного и пространственного восприятия.

4.  Разработать и систематизировать упражнения,  способствующих развитию зрительного и пространственного восприятия. 

5. Провести анализ результатов.

6. Сравнить полученные результаты. 

Объектом исследования выступает нарушение письменной речи.

Предметом исследования является развитие зрительного и пространственного восприятия, как условие устранения оптической дисграфии.

Методы исследования:

Теоретические - анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

Эмпирические - наблюдение, анализ  тетрадей, качественный и количественный анализ результатов исследования.

Гипотеза исследования: если развитие  зрительного и пространственного восприятия организовать по разработанной нами системе,  то это будет способствовать устранению   оптической дисграфии у детей младшего школьного возраста.

Практическая значимость исследования заключается в том, что составленную нами систему коррекционных упражнений можно применять в практической работе с детьми с оптической дисграфией.

 

         Структуру работы составляют:

введение;

  • глава 1. Теоретическое рассмотрение проблемы нарушения письменной речи и восприятия в психолого-педагогической литературе;
  • глава 2. Система работы по устранению нарушений письменной речи и развитию зрительного и пространственного восприятия;
  • заключение;
  • литература;
  • приложения.

Возврат в  Заказать эту работу