Развитие коммуникативно-речевых умений младших школьников на основе восприятия картин
Содержание
Ведение………………………………………………………………………… |
3 |
|
|
Глава I. Психолого-педагогические особенности развития речи младших школьников на основе восприятия картин………………….…. |
6 |
|
|
1.1. Условия развития связной речи в свете теории речевой деятельности…………………………………………………... |
6 |
1.2. Работа по развитию речи в свете теории речевой деятельности………... |
8 |
1.3. Развитие коммуникативно-речевых умений на основе восприятия картин…………………………………………………... |
15 |
1.4. Система упражнений по речевому развитию младших школьников на основе восприятия картин…………………………………………………... |
22 |
|
|
Глава II. Методика развития коммуникативно-речевых умений младших школьников на основе восприятия картин…………………….. |
30 |
|
|
2.1. Уровень сформированности коммуникативно-речевых умений второклассников (по данным констатирующего этапа исследования)……… |
30 |
2.2. Организация и содержание формирующего этапа исследования……….. |
33 |
2.3. Анализ эффективности предлагаемых упражнений развития коммуникативно-речевых умений на основе восприятия картин (по данным контрольного среза)…………………………………………….…. |
41 |
|
|
Заключение…………………………………………………………………….. |
45 |
|
|
Литература……………………………………………………………………… |
47 |
|
|
Приложения…………………………………………………………………….. |
51 |
Введение
Проблема развития речи является одной из актуальных в современной методике русского языка. В методике обучения русскому языку в начальной школе на смену грамматическому направлению пришло коммуникативно-деятельностное направление, т.е. разрабатываются методы, комплексы, методических приемов, опирающихся на речь, на живое общение, на языковую коммуникацию. Коммуникативный подход при обучении русскому языку получил отражение в трудах Н.С. Рождественского [16], Т.Г. Рамзаевой [34], Т.А. Ладыженской [18; 20; 21], М.С. Соловейчик [48], В.Я. Ляудис, И.П. Негуре [29].
Одной из актуальных социально-педагогических проблем является повышение уровня речевого развития учащихся. Речь – это необходимое условие социальной активности каждого члена общества.
Работа по развитию речи должна проводиться с самых первых ступеней обучения. Но «речь – это языковая функция», поэтому говорить именно о развитии речи как таковой нельзя. В этом вопросе следует обратиться к психологии. Разрабатывая вслед за Л.С. Выготским теорию деятельности, психологи пришли к выводу о том, что речь тоже является своеобразной деятельностью – речевой деятельностью. «Речевая деятельность – это активный, целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения» [8, 58]. Именно на последний пункт данного определения хотелось бы обратить особое внимание. Учитель чаще всего не обеспечивает ученику конкретной ситуации общения (осознания того, к чему, зачем, при каких обстоятельствах он обращается с речью) – обычно он «просто» пишет сочинение или отвечает на вопросы по пройденному материалу. В реальной же речевой практике «просто» высказываний не создают.
Таким образом, из вышеназванной психологической характеристики речевой деятельности вытекают два методических вывода:
1) прежде, чем дать задание ученикам на создание или восприятие, необходимо постараться обеспечить возникновение у них соответствующей потребности, желания вступить в речевое общение;
2) предлагая детям создать текст, важно обеспечить им понимание, того, к кому, зачем и при каких обстоятельствах они общаются.
Изучение психолингвистической и методической литературы привело нас к выводу о необходимости создания речевых ситуаций для совершенствования речевой деятельности.
В общей системе упражнений, служащих задачам развития связной речи младших школьников, важную роль играют сочинения по картинам. Проблема использования произведений живописи на уроках русского языка привлекает к себе внимание многих методистов, педагогов и психологов. Картина может служить одним из эффективных средств развития речи учащихся и формирования у них коммуникативно-речевых умений. Картина рассматривается как средство развития речи не только при написании сочинения, но и в других видах речевых и грамматико-орфографических упражнений. Такой подход хотя и не нов, но не достаточно освоен учителями и не часто реализуется в обучении. Поэтому задача совершенствования речевой практики младших школьников, разработка коммуникативных методов обучения требует дальнейшего изучения в теоретическом и практическом аспекте, что и определяет актуальность исследования. В рамках этой проблемы избрана следующая тема: «Развитие коммуникативно-речевых умений младших школьников на основе восприятия картин».
Объект исследования – процесс формирования связной устной и письменной речи учащихся второго класса.
Предмет исследования – методы и приемы работы по формированию коммуникативно-речевых умений младших школьников в сфере анализа, переработки и построения связных текстов на основе восприятия картин.
В качестве гипотезы исследования выдвигается предположение о том, что для успешного развития связной речи младших школьников необходимо формирование у них осмысленно коммуникативно-речевых умений, условиями чего являются: 1) формирование основных текстовых понятий; 2) использование системы упражнений по речевому развитию младших школьников на основе восприятия картин.
Цель исследования – изучить особенности развития связной речи второклассников, разработать систему методов и приемов по формированию коммуникативно-речевых умений на основе восприятия картин.
Цель исследования предполагала решение следующих основных задач:
1) Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу, провести анализ существующей системы развития речи на основе восприятия картин;
2) Разработать систему упражнений, направленных на создание условий для формирования у школьников второго класса связной устной и письменной речи на основе применения картин;
3) Провести опытное исследование, проанализировать результаты и эффективность предложенной системы.
Методологическую основу исследования составляют основные лингвистические и психолингвистические подходы к характеристике таких объектов изучения, как «речь» и «текст» (И.Р. Гальперин, А.А. Леонтьев, О.И. Москальская, О.А. Нечаева, В.В. Одинцов, Г.Я. Солганик и др.); психологические основы работы по развитию связной речи младших школьников как в рамках учебной деятельности, так и в свете теории речевой деятельности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Н.И. Жинкин, Л.В. Занков, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, Р.С. Немов, Д.Б. Эльконин и др.); общедидактические и методические принципы, методы и приемы развития связной речи учащихся (В.И. Капинос, М.Р. Львов, М.Н. Скаткин, Л.П. Федоренко и др.); системный, коммникативно-деятельностный и текстоцентрический подходы в обучении школьников связной речи (Н.А. Ипполитова, В.И. Капинос, Л.Ф. Климанова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, Е.И. Никитина, Н.А Пленкин, Т.Г. Рамзаева, М.С. Соловейчик, и др.).
Методы исследования были выбраны с учетом предмета и объекта, соответствовали целям и задачам:
Теоретические – изучение и теоретический анализ лингвистической, психологической, педагогической и методической литературы с целью установления теоретических основ исследования.
Эмпирические – целенаправленное педагогическое наблюдение за учебной деятельностью младших школьников, индивидуальные беседы, опрос, анализ продуктов деятельности младших школьников, качественный и количественный анализ результатов исследования.
Организация и этапы исследования.
Первый этап – изучение литературы по теме дипломной работы, выделение исходных теоретических положений, определение цели и задач исследования, наблюдение за учебным процессом, подготовка и проведение констатирующего этапа исследования, подготовка формирующего этапа.
Второй этап – проведение формирующего этапа исследования, апробация системы упражнений, использование отобранного дидактического материала, проведение контрольного среза.
Третий этап – обработка и анализ результатов исследования, оформление дипломной работы.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования учебного процесса в начальной школе по учебнику «Русский язык» Т.Г. Рамзаевой. Разработанные виды заданий позволят более эффективно решать вопросы речевого развития младших школьников.
Работа проводилась в 2004 г. в Максимовской средней школе во втором классе.
Структура и объем работы.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.