Развитие коммуникативных способностей младших школьников, воспитывающихся в детском доме
Содержание
Введение.............................................................................................................3
Глава 1 Психологическая характеристика процесса развития коммуникативных способностей детей…………………………………..6
1.1 Общие подходы к понятиям «коммуникация», «коммуникативные способности» и их значение в жизни человека……………………..............6
1.2Развитие коммуникативных способностей детей, воспитывающихся в детском доме.....................................................................................................17
Выводы по 1 главе….………………………………………………………...27
Глава 2 Развитие коммуникативных способностей младших школьников в формирующем эксперименте……………………………29
2.1 Методы и процедура изучения коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста……………………………............................29
2.2 Характеристика системы работы по развитию коммуникативных способностей детей, воспитывающихся в детском доме………………….36
Выводы по 2 главе……………………………………………………………54
Заключение…………………………………………………………………..56
Список литературы...............……………………………………………….60
Приложение………………………………………………………….............62
Введение
Наверное, все без исключения родители хотят видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Не всегда это получается, и задача взрослых помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, сформировать коммуникативные способности детей.
Психологи определяют коммуникативные способности как общении с окружающими.
Дети 5-6лет уже умеют согласовать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотносят свои действия с общественными нормами поведения. Всему этому ребенок научается в семье, в детской группе и общении со взрослыми – педагогами и воспитателями, родителями. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни. Значение взаимоотношений с окружающими огромно, их нарушения – тонкий показатель отклонений психического развития. Конечно, количество социальных контактов ребенка зависит от темперамента, но большинство маленьких детей пытаются установить дружеские контакты со сверстниками. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости. Необходимо помочь ребенку наладить отношение с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности. Данная тема очень актуальна в настоящее время, так как недостаточное развитие активности в общении отрицательно сказывается на процессе жизнедеятельности человека и, в частности, влияет на такие показатели, как адаптация к социальной микросреде, работоспособность человека как субъекта деятельности. Так же это связано с постоянно испытываемой людьми и необходимой для их душевного здоровья и психологического комфорта, потребностью удостоверится в собственном существовании. Если человека в детстве взрослые хронически не замечали, если он находился в условиях социальной изолированности, то у него велика угроза развития психических заболеваний, связанных с низким уровнем развития коммуникативных способностей. Особенно данная проблема проявляется у детей, воспитывающихся в детском доме.
Цель: спроектировать и апробировать в условиях детского дома систему занятий по развитию коммуникативных способностей младших школьников.
Объект: процесс развития коммуникативных способностей младших школьников.
Предмет; развитие коммуникативных способностей воспитанников детского дома младшего школьного возраста.
Задачи:
1. На основе анализа, психолого-педагогической литературы изучить проблему развития коммуникативных способностей личности.
2. Изучить особенности коммуникативных способностей детей воспитывающихся в детском доме.
3. Спроектировать систему занятий по развитию коммуникативных способностей младших школьников и апробировать ее в условиях детского дома.
Гипотеза: если составить и провести систему работы по развитию умений организовать общение, взаимодействия с окружающими у детей, воспитывающихся в детском доме, то уровень их коммуникативных способностей повысится.
База исследования: санаторный детский дом №5, 10 испытуемых в возрасте от 7 до 10 лет, из них 6 девочек и 4 мальчика.
Теоретическую основу нашего исследования составили труды психологов:
- в области коммуникации, взаимодействия и общения А.А.Леонтьева, А.А.Бодалева, Б.Ф.Ломова, Я.Л.Коломинского.
- в области возрастных особенностей детей воспитывающихся в детском доме, Лисиной, Прихожан, И.В.Дубровиной, Толстых
- в области развития коммуникативных способностей и навыков: Н.В.Клюевой, Ю.В.Касаткиной, Прудченковой и т.д.
В соответствии с поставленными задачами в исследовании использовались следующие методы: - теоретические (анализ психолого-педагогической литературы)
- эмпирические (наблюдение, анкетирование, изучение продуктов деятельности и методы статистической обработки информации)
Методы исследования:
1. Тест Розенцвейга
2. Анкетирование воспитателей
3. Наблюдение
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Общий объем работы составляет 54 страницы машинописного текста.