pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Развитие произвольного внимания в процессе организации специальных занятий у детей младшего школьного возраста


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы развития произвольного

внимания у детей младшего школьного возраста в процессе

организации специальных занятий

1.1.          Характеристика психофизиологических и собственно

психологиче­ских исследований по проблеме внимания, его виды и

свойства

1.2.          Возрастные особенности внимания у детей младшего

школьного возраста, предпосылки к формированию произвольного внимания

1.3.          Психологические средства развития внимания у детей

младшего школьного возраста

Выводы

Глава 2.  Исследование основных свойств внимания и его

произвольности у детей младшего школьного возраста

2.1. Цель, задачи и принципы констатирующего этапа исследования

2.2. Характеристика уровней развития основных свойств внимания и его произвольности у детей семилетнего возраста

2.3. Цель, задачи, этапы формирования произвольного внимания у детей в процессе организации специальных занятий

2.4. Динамика развития произвольного внимания и его основных свойств у детей экспериментальной и контрольной групп

Выводы

Заключение

Литература

Приложение

3

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

16

 

20

 

 

    21

 

 

 

    28

 

 

     33

 

 

     37

 

      38

 

      41 

 

      44

 

ВВЕДЕНИЕ

    Изучение внимания занимает особое место в психолого-педагогических исследованиях. Значимость исследования внимания в процессе психического развития ребенка отличается в исследованиях Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперина, Н.В. Дубровинской, Д.А. Фарбер, М.М. Безруких. Авторы считают, что внимание является интегративным свойством для ряда других психических процессов, таких как мышление, восприятие, речь и др., оказывая влияние на их развитие. Внимание обладает высокой сензетивностью к изменению функциональных состояний мозга, особую значимость приобретает в контексте учебной деятельности.

На этапе младшего школьного возраста в процессе освоения учебной деятельности и под влиянием специально организованной работы со стороны взрослого происходит развитие произвольного поведения. Это, в свою очередь, отражается на становлении и развитии высших психических функций (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин), которые, в отличие от психических функций, формируются прижизненно, являются социальными по своему происхождению, опосредованными по психологическому строению  и произвольными по способу осуществления. В связи с этим, исследование особенностей развития и формирования произвольной внимания у детей младшего школьного возраста является актуальным.

В младшем школьном возрасте по данным исследований Л.С. Выготского, И.Л. Баспаковой, Н.Ф. Добрынина, Н.Н. Поддьякова, А.А. Люб­линской и др., происходит постепенное становление произвольного поведения. Развитие внимания детей характеризуется переходом от непроизвольного его вида к произвольному, сознательной постановке цели, волевым усилиям.

Младший школьный возраст  определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребёнка - поступлением в школу. В этом возрасте развивается внимание. Без достаточной сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание  учеников учебным материалом, удерживает его длительное время, переключает его с одного вида работы на другой. На первых же уроках с новым составом учеников, поступивших в первый класс, учитель встречается с необходимостью управлять их вниманием. Это одна из первоначальных трудностей в работе, с которой встречается педагог.

В связи с этим, мы считаем, что одной из актуальных задач в работе педагога-психолога в образовательном учреждении является разработка специальных занятий, направленных на развитие произвольного внимания детей младшего школьного возраста.

Цель нашего исследования состояла в изучении особенностей развития произволь­ного внимания  и его формирования у детей младшего школьного возраста.

Объект - произвольное внимание детей младшего школьного возраста.

Предмет – развитие произвольного внимания в процессе организации специальных занятий педагога-психолога.

Гипотеза. Мы предполагаем, что дети младшего школьного возраста характеризуются разным  уровнем развития произвольного внимания. Эффективным средством развития произвольного внимания является специальная система занятий с использованием развивающих игр и упражнений, направленных на активизацию познавательных интересов, волевых качеств, саморегуляцию.

Задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития и фор­мирования произвольного внимания у детей младшего школьного возраста.
  2. Подобрать методы исследования внимания у детей младшего школьного возраста и определить уровни его развития.
  3. Экспериментально исследовать уровень развития основных свойств внимания и уровень развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста.
  4. Разработать систему специальных развивающих занятий, направленную на формирование произвольного внима­ния у детей младшего школьного возраста. Определить  ее эффективность.

Теоретические и методологические основы: принципы системно-дея­тельностного подхода, развивающего обучения, природосообразности и куль­туросообразности. Исследования Л.С. Выготского, Л.К. Анохина, П.Я. Гальперина, А.Н. Ле­онтьева о системной и динамической локализации психических функций, и за­кономерностях становления их в онтогенезе.

Методы исследования:

  1. Теоретический анализ психолого-педагогической и психофизиоло­гической литературы.
  2. Психолого-педагогический эксперимент.
  3. Методы количественной и качественной обработки результатов исследования.

Практическая значимость: полученные в дипломной работе данные могут быть использованы в практической работе педагогов-психологов образовательных учреждений для обеспе­чения дифференцированного подхода в организации обучения и воспитания де­тей младшего школьного возраста. Разработанная система специальных развивающих занятий может быть использована для формирования произвольного вни­мания у детей.

База исследования. Исследование проводилось на базе средней школы  № 63 г. Иркутска. В опытно-экспериментальной работе принимали участие 29 детей, из них 17 мальчиков и 12 девочек семилетнего возраста.

Структура дипломной работы: введение, 2 главы, заключение и приложение. В работе представлено 4 рис. и  4 таблицы. Общий объем работы оставляет 44 с. машинописного текста.


Возврат в  Заказать эту работу