Развитие произвольного внимания в процессе организации специальных занятий у детей младшего школьного возраста
СОДЕРЖАНИЕ
Введение Глава 1. Теоретические основы развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста в процессе организации специальных занятий 1.1. Характеристика психофизиологических и собственно психологических исследований по проблеме внимания, его виды и свойства 1.2. Возрастные особенности внимания у детей младшего школьного возраста, предпосылки к формированию произвольного внимания 1.3. Психологические средства развития внимания у детей младшего школьного возраста Выводы Глава 2. Исследование основных свойств внимания и его произвольности у детей младшего школьного возраста 2.1. Цель, задачи и принципы констатирующего этапа исследования 2.2. Характеристика уровней развития основных свойств внимания и его произвольности у детей семилетнего возраста 2.3. Цель, задачи, этапы формирования произвольного внимания у детей в процессе организации специальных занятий 2.4. Динамика развития произвольного внимания и его основных свойств у детей экспериментальной и контрольной групп Выводы Заключение Литература Приложение |
3
6
12
16
20
21
28
33
37
38
41
44 |
ВВЕДЕНИЕ
Изучение внимания занимает особое место в психолого-педагогических исследованиях. Значимость исследования внимания в процессе психического развития ребенка отличается в исследованиях Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперина, Н.В. Дубровинской, Д.А. Фарбер, М.М. Безруких. Авторы считают, что внимание является интегративным свойством для ряда других психических процессов, таких как мышление, восприятие, речь и др., оказывая влияние на их развитие. Внимание обладает высокой сензетивностью к изменению функциональных состояний мозга, особую значимость приобретает в контексте учебной деятельности.
На этапе младшего школьного возраста в процессе освоения учебной деятельности и под влиянием специально организованной работы со стороны взрослого происходит развитие произвольного поведения. Это, в свою очередь, отражается на становлении и развитии высших психических функций (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин), которые, в отличие от психических функций, формируются прижизненно, являются социальными по своему происхождению, опосредованными по психологическому строению и произвольными по способу осуществления. В связи с этим, исследование особенностей развития и формирования произвольной внимания у детей младшего школьного возраста является актуальным.
В младшем школьном возрасте по данным исследований Л.С. Выготского, И.Л. Баспаковой, Н.Ф. Добрынина, Н.Н. Поддьякова, А.А. Люблинской и др., происходит постепенное становление произвольного поведения. Развитие внимания детей характеризуется переходом от непроизвольного его вида к произвольному, сознательной постановке цели, волевым усилиям.
Младший школьный возраст определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребёнка - поступлением в школу. В этом возрасте развивается внимание. Без достаточной сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников учебным материалом, удерживает его длительное время, переключает его с одного вида работы на другой. На первых же уроках с новым составом учеников, поступивших в первый класс, учитель встречается с необходимостью управлять их вниманием. Это одна из первоначальных трудностей в работе, с которой встречается педагог.
В связи с этим, мы считаем, что одной из актуальных задач в работе педагога-психолога в образовательном учреждении является разработка специальных занятий, направленных на развитие произвольного внимания детей младшего школьного возраста.
Цель нашего исследования состояла в изучении особенностей развития произвольного внимания и его формирования у детей младшего школьного возраста.
Объект - произвольное внимание детей младшего школьного возраста.
Предмет – развитие произвольного внимания в процессе организации специальных занятий педагога-психолога.
Гипотеза. Мы предполагаем, что дети младшего школьного возраста характеризуются разным уровнем развития произвольного внимания. Эффективным средством развития произвольного внимания является специальная система занятий с использованием развивающих игр и упражнений, направленных на активизацию познавательных интересов, волевых качеств, саморегуляцию.
Задачи:
- Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития и формирования произвольного внимания у детей младшего школьного возраста.
- Подобрать методы исследования внимания у детей младшего школьного возраста и определить уровни его развития.
- Экспериментально исследовать уровень развития основных свойств внимания и уровень развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста.
- Разработать систему специальных развивающих занятий, направленную на формирование произвольного внимания у детей младшего школьного возраста. Определить ее эффективность.
Теоретические и методологические основы: принципы системно-деятельностного подхода, развивающего обучения, природосообразности и культуросообразности. Исследования Л.С. Выготского, Л.К. Анохина, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева о системной и динамической локализации психических функций, и закономерностях становления их в онтогенезе.
Методы исследования:
- Теоретический анализ психолого-педагогической и психофизиологической литературы.
- Психолого-педагогический эксперимент.
- Методы количественной и качественной обработки результатов исследования.
Практическая значимость: полученные в дипломной работе данные могут быть использованы в практической работе педагогов-психологов образовательных учреждений для обеспечения дифференцированного подхода в организации обучения и воспитания детей младшего школьного возраста. Разработанная система специальных развивающих занятий может быть использована для формирования произвольного внимания у детей.
База исследования. Исследование проводилось на базе средней школы № 63 г. Иркутска. В опытно-экспериментальной работе принимали участие 29 детей, из них 17 мальчиков и 12 девочек семилетнего возраста.
Структура дипломной работы: введение, 2 главы, заключение и приложение. В работе представлено 4 рис. и 4 таблицы. Общий объем работы оставляет 44 с. машинописного текста.