pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Развитие речи дошкольника как фактор его интеллектуальной готовности к школе


Содержание

 

 

Введение ....................................................................................................... 3

 

Глава I. Теоретическое рассмотрение проблемы готовности ребёнка к школе в психолого-педагогической литературе.................................................... 5

 

1.1. Характеристика компонентов интеллектуальной готовности к    школе 5

1.2. Речь как компонент интеллектуальной готовности.............................. 18 

 

Глава II. Исследование сформированности и развития сторон речи дошкольников...................................................................................................................... 24

 

2.1. Диагностика исходного уровня развития речи дошкольников........... 26

2.2. Система развития речи дошкольников................................................. 37

2.3. Сравнительно-сопоставительный анализ развития речи                           дошкольников...................................................................................................................... 45 

 

Заключение................................................................................................ 53

 

Литература.................................................................................................. 54

 

Приложение................................................................................................ 57

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Введение.

 

 

Актуальность исследования.

 

 

         Младший школьный возраст связан с переходом ребёнка к системе школьного обучения. Многие дети, приходя в школу, испытывают трудности в системе новых отношений. Одна из причин данной проблемы несформированность интеллектуальной сферы ребёнка, а именно её отдельного компонента – речи.

         Речь, являясь средством мышления, играет одну из главных функций в усвоении учебного материала. С её помощью учащиеся устанавливают логические связи в пересказах текста, решении математических задач, для этого могут использовать слова-обобщения, выделять признаки, свойства объекта на основе его сопоставления с другими, выражать оттенки значений, сравнивать объекты; также с помощью речи овладевают приёмами обобщения и классификации, соотносят предметы по смыслу. Недоразвитие звукопроизношения и фонематической стороны речи может отразиться как на успешности процесса обучения, на усвоении письменной речи, так и на личности ребёнка. Из-за дефектов речи дети могут испытывать комплекс неполноценности. Недоразвитие лексико-грамматического строя речи напрямую связано с овладением письмом. Таким образом, необходимо вести работу по развитию речи, чтобы подготовить дошкольников к процессу обучения.

-         Объектом исследования выступает интеллектуальная готовность ребёнка к школьному обучению.

-         Предметом является развитие речи дошкольников, как компонента интеллектуальной готовности к школе.

-         Исследуя данную проблему, мы ставим перед собой следующую цель: апробировать эффективность составленной системы упражнений по развитию речи дошкольников.

-         Гипотеза: развивая речь дошкольника, можно повысить его интеллектуальную готовность к школе.

 

Задачи исследования:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
  2. Определить влияние речи на интеллектуальную готовность к школе.
  3. Подобрать упражнения для исследования уровня развития речи дошкольников.
  4. Исследовать и провести статистический анализ уровня развития речи дошкольников.
  5. Подобрать и составить системы упражнений, способствующих развитию всех сторон речи дошкольников.
  6. Провести работы по развитию речи дошкольников.

Методы исследования:

  1. Анализ психолого-педагогических источников по теме исследования.
  2. Беседа.
  3. Диагностика развития речи в соответствии с «речевой картой».
  4. Методы первичной статистической обработки данных.

         Базой исследования выступило десять учащихся логопедической группы МДОУ № 139. Сроки исследования 2002-2004 учебные года.

 

Практическая значимость исследования заключается в том, что составленную нами систему упражнений по развитию речи дошкольников могут использовать в своей практической работе воспитатели детских садов и родители, для подготовки речи учащихся к процессу обучения.

Структура и объём работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения, списка используемой литературы и содержит 54 страницы печатного текста.

 


Возврат в  Заказать эту работу