Развитие устойчивости внимания младшего школьника как условие успешности обучения
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Характеристика учебной деятельности младшего школьника…7
1.1. Понятие учебной деятельности младшего школьника…………………..7
1.2. Структура учебной деятельности ………………………………………...9
1.3. Взаимосвязь процесса обучения с психическим развитием
ребенка младшего школьного возраста……………………… ………….17
Выводы по 1 главе ……………………………………………………………….19
Глава 2. Психолого-педагогические аспекты внимания, как
познавательного процесса и его особенности в младшем школьном возрасте……………………………………………………………………………20
2.1. Определение понятия внимания, основные теории внимания………….20
2.2. Виды и свойства внимания ………………………………………………..23
2.3. Особенности развития внимания младшего школьника,
как одно из условий успешного обучения в школе………………………27
Выводы по 2 главе …………………………………………………………….…29
Глава 3. Исследование зависимости успешного обучения детей
в начальной школе от развития устойчивости их внимания………….….30
3.1. Организация исследовательской работы…………………………………30
3.2. Констатирующий этап …………………………………………………….30
3.3. Формирующий этап………………………………………………………..39
3.4. Контрольный этап………………………………………………………….41
Выводы по 3 главе……………………………………………………………….50
Заключение ………………………………………………………………………51
Список литературы …………………………………………………………….53
Приложение………………………………………………………………………55
Введение
Младший школьный возраст – наиболее ответственный этап школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.
Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и во многом являются определяющими для последующих лет обучения. К концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.
Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие личности ребенка как активного субъекта познания и деятельности. Таким образом, основной задачей взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста – создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.
В работе с младшими школьниками проблема внимания является наиболее актуальной. Учителя и родители часто жалуются на «невнимательность», «несобранность», «отвлекаемость» детей. Чаще всего такую характеристику получают первоклассники. Их внимание действительно еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределено и неустойчиво. Во многом это объясняется недостаточной зрелостью нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих процессы внимания.
На протяжении младшего школьного возраста в формировании внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко (в 2,1 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость и сосредоточенность, совершенствуются навыки переключения и распределения. К 9-10 гг. дети становятся способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий.
Таким образом, очень хорошо прослеживается отчетливая зависимость развития свойств внимания и его организованности, а это является факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Как правило, хорошо успевающие школьники имеют лучшие показатели в развитии внимания. При этом специальные исследования, проведенные Дубровиной И.В. показывают, что различные свойства внимания вносят неодинаковый «вклад» в успешность обучения по разным школьным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания; успешность усвоения русского языка связана с точностью распределения внимания, а обучение чтению – с устойчивостью внимания [15; 21].
Согласно многочисленным исследованиям таких авторов, как Дубровина И.В., Давыдов В.В., Эльконин Д.Б., Выготский Л.С. и многих других; проблема успешности обучения младшего школьника целиком зависит от развития внимания, а особенно основным его свойств, таких, как устойчивость и сосредоточенность.
Именно исходя из этого современному учителю необходимо больше времени уделять развитию и формированию внимания в процессе обучения младшего школьника.
В связи с этим существует проблема взаимообусловленности внимания и характера учебной деятельности.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена потребностью современной начальной школы в улучшении результатов учебной деятельности детей младшего школьного возраста и влияние на эту успешность таких свойств внимания, как устойчивость и сосредоточенность.
Цель исследования состоит в изучении особенностей развития устойчивости внимания младшего школьника, как одно из главных условий успешного обучения в школе.
Данная цель исследования определила постановку следующих задач:
- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме обучения детей в начальных классах на основании исследований Д.В. Давыдова, И.В. Дубровиной, Д.Б. Эльконина и др.;
- Рассмотреть сущность понятий внимание, виды и свойства внимания, особенности развития внимания детей младшего школьного возраста и определить взаимосвязь внимания и учебной деятельности;
- Выбрать наиболее рациональные и эффективные методы на развитие устойчивости внимания младшим школьником;
- Провести исследование по представленной проблеме, сопоставить полученные данные и сформулировать итоговые выводы.
Объектом исследования являются особенности учебной деятельности младших школьников.
Предмет исследования – изучение развития устойчивости внимания младшего школьника, как условие успешного обучения в начальных классах.
Гипотеза исследования: Если работу по развитию устойчивости внимания младшего школьника организовать, использовав эффективные методы и приемы, с учетом возрастных особенностей детей данного возраста, то это будет способствовать успешному развитию учебной деятельности.
В соответствии с поставленными задачами в исследовании использовались следующие методы:
Теоретические – теоретический анализ методической, дидактической, психологической литературы и результатов исследования.
Эмпирические – изучение продуктов деятельности учащихся, специальные задания.
Практическая значимость исследования заключается в использовании материалов данной работы в учебном процессе и в будущей профессиональной деятельности.
Структурно работа представлена введением, тремя главами, заключением, списком литературы и приложением.
Первая глава посвящена рассмотрению особенностей успешности детей в учебной деятельности.
Для написания первой главы мы опирались на таких исследователей, как Д.Б. Эльконин, И.В. Дубровина, М.В. Матюхина, Л.С. Выготский и др.
Проанализировав определения учебной деятельности таких авторов, как И.В. Дубровина, А.К. Маркова, мы пришли к выводу, что учебная деятельность – это деятельность субъекта, т.е. ученика, по овладению обобщенными способами учебных действий и самоизменению, самосовершенствованию в процессе решения учебных задач.
Также в первой главе мы рассматривали структуру учебной деятельности, таких авторов как Д.Б. Эльконин и И.В. Дубровина, ее компоненты: мотивы учения, учебная задача, учебные действия, контроль и оценка. Рассмотрели и изучили взаимосвязь процесса обучения с психическим развитием ребенка младшего школьного возраста.
Вторая глава характеризует психолого-педагогические аспекты внимания как познавательного процесса и особенности его функционирования в младшем школьном возрасте. Вторая глава основана на исследованиях таких ученых, как Р.С. Немов, Е.И. Рогов, А.А. Крылов, В.С. Мухина и др. Проанализировав различные понятия внимания таких авторов, как И.В. Дубровина, Р.С. Немов, А. Ребер и др., мы пришли к выводу, что внимание – это сосредоточенность сознания человека на одной информации, важной для него в данный момент и игнорирование другой не важной и не существенной.
Помимо этого, мы выделили три вида внимания (непроизвольное, произвольное и послепроизвольное) и пять свойств внимания (объем, распределение, переключаемость, устойчивость и сосредоточенность), также мы выяснили особенности развития внимания младшего школьника.
Третья глава посвящена проведению исследования зависимости успешного обучения детей в начальной школе от развития устойчивости их внимания.
Базой исследования явилась МОУ средняя общеобразовательная школа № 32, учащиеся 3 «Б» класса.
Работа была проведена в 3 этапа:
- Констатирующий этап;
- Формирующий этап;
- Контрольный этап.
На констатирующем этапе исследования была проведена работа по выявлению группы детей с низким уровнем устойчивости внимания и средним баллом по основным предметам ниже «4». Для этого были использованы ряд методик: «Методика Мюнстерберга», «Таблица Шульте» и «Кольца Ландольта», а также анализ данных классного журнала успеваемости учащихся.
По результатам этих методик, а также анализа журнала, была выявлена группа детей в составе 7 человек с низким уровнем устойчивости внимания и средним баллом по основным предметам от 2,8 до 3,9.
На формирующем этапе была проведена коррекционная работа по улучшению уровня устойчивости внимания состоящая из 6 занятий, каждое из которых включает ряд заданий и упражнений.
Далее на контрольном этапе исследования, мы провели подобные методики и, по данным результатов этих методик, мы определили, что в ходе проделанной коррекционно-развивающей работы на формирующем этапе, у детей значительно улучшились показатели уровня устойчивости внимания.