Развитие эстетического вкуса учащихся на уроках трудового обучения посредством лепки из пластилина
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы развития эстетического вкуса учащихся
1.1. Эстетическое воспитание и развитие эстетического вкуса учащихся в учебном процессе……………………………………………………… 5
1.2. Дизайнобразование на уроках труда, как средство развития эстетического вкуса учащихся................................................................14
Вывод по главе 1……………………………………………………………….. 23
Глава 2. Возможности лепки для развития эстетического вкуса младших школьников на уроках трудового обучения..........................................24
2. 1. Сущность лепки и её виды. Место лепки в традиционной программе начальной школы………………………………………………………. 24
2. 2. Организация работы по лепке на уроках трудового обучения в начальной школе.......................................................................................30
Вывод по главе 2………………………………………………………………. 34
Глава 3. Организация и результаты опытной работы по развитию эстетического вкуса учащихся ……………………………………….. 36
3. 1. Схема поведения констатирующего этапа опытной работы……….. 37
3. 2. Схема поведения формирующего этапа опытной работы………… 39
3. 3. Сравнительный анализ результатов опытной работы, проведенной в период преддипломной практики……………………………………. 46
Вывод по главе 3…………………………………………………………………48
Заключение……………………………………………………………………….49
Список литературы………………………………………………………………51
Приложение………………………………………………………………………53
Введение
Потребность общества в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей – несомненно, будет возрастать по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни. Реализация такого направления в образовании требует обращения к общеразвивающим педагогическим системам интегрированного типа. В такой системе особо заметное место может занять предмет, традиционно именуемый в отечественной школе трудовым обучением. Лежащая в его основе предметно-практическая деятельность, по своему психолого-педагогическому механизму обладает наиболее заметным среди других учебных дисциплин развивающим потенциалом, особенно по отношению к детям младшего школьного возраста.
Ручной труд является эффективным «гимнастическим снарядом» для развития интеллекта и психики ребёнка. Именно практическая деятельность позволяет ему «переводить» сложные абстрактные действия из внутреннего (невидимого) плана во внешний (видимый), делая их более понятными. Разумеется, подобное значение не может быть придано любой ручной работе. Если на первый план выдвигается овладение только практическими приёмами и технологиями, то результатом будет лишь «набитая рука», а не развитие личности [6,59].
В свете современных требований к образованию преимущественная установка на вооружение учащихся некоторыми унифицированными практическими умениями, которые от класса к классу совершенствуются, уже недостаточна. Ручные умения и владение технологиями могут выступать лишь в качестве средства, но никак не цели обучения, особенно в младшем школьном возрасте. На этот учебный предмет в начальной школе не может быть возложена исключительная ответственность за обеспечение профессиональной подготовки учащихся, как это ошибочно предписывалось ему в некоторые периоды существования школы. Ручной труд является, прежде всего, средством общего развития ребёнка, то есть развития сферы чувств, разума, творческих сил и эстетического вкуса.
В традиционной программе пока ещё недостаточно заданий способствующих развитию эстетического вкуса учащихся. Вот почему обращение к этой проблеме является актуальным.
Цель нашей работы: выявить условия развития эстетического вкуса у младших школьников, посредствам лепки из пластилина на уроках трудового обучения.
Объект исследования – процесс развития эстетического вкуса учащихся начальной школы.
Предмет исследования – работа с пластилином на уроках трудового обучения, способствующая развитию эстетического вкуса учащихся.
Гипотезой является предположение о том, что если применять систему уроков по лепке из пластилина на уроках трудового обучения, то они будут способствовать развитию эстетического вкуса, если для этого будут созданы необходимые условия (включение учащихся в различные виды деятельности; использование нетрадиционных форм проведения уроков; применение заданий и упражнений, направленных на развитие эстетического вкуса; использование на уроках различных материалов; наличие знания учащихся о дизайне, дизайнерском мышлении и его компонентах; чувства стиля и стилевой гармонии; самостоятельное выполнение учащимися работы).
Достижение цели и гипотезы осуществляется решением следующих задач:
- изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме;
- обосновать систему методов и приемов организации занятий по лепке из пластилина, направленных на развитие эстетического вкуса младших школьников;
- определить уровень развития эстетического вкуса учащихся начальной школы и разработать систему уроков, направленных на его развитие.
База исследования: г. Иркутск школа №77, класс 1 «Б».
Методы исследования:
- Теоретические:
- анализ психолого-педагогической литературы;
- моделирование уроков;
- проектирование уроков.
- Эмпирические:
- изучение продуктов творческой деятельности;
- наблюдение;
- диагностика.
Проблемой развития эстетического вкуса занимались, такие педагоги и методисты как: Конышева Н.М., Брожик В., Рожнёв Я.А., Лихачёв Б.Т. и многие другие известные авторы.
Практическая значимость будет заключаться в её использовании в будущей профессиональной деятельности.