Разработка приложения«Музыкальная грамота в игре» для уроков ритмики и хореографии в начальной школе
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………3-5
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Теоретические аспекты освоения элементов музыкальной грамоты на уроках ритмики
1.1 Особенности музыкально-ритмического воспитания младших школьников……………………………..……………………………………6-11
1.2 Игра как метод обучения детей элементам музыкальной грамоты…..11-16
1.3 Методическая характеристика игрового комплекса «Музыкальная грамота в игре»………………………………………………..……………...17-18
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ (Приложение)
Разработка приложения «Музыкальная грамота в игре» для уроков ритмики в начальной школе
2.1 Комплекс игр «Музыкальная грамота в игре»…………………………19-27
2.2 Рекомендации по использованию комплекса игр……………………...27-28
Заключение….………………………………………………………………29-30
Список литературы………………………………….……………………..31-32
Приложение: 1 Словарь музыкальных терминов.…………..…….…………33
2 Словарь музыкальных определений-синонимов...….…34-37
Введение
Приобщение детей к искусству танца на любом уровне (восприятие, познание или самостоятельная творческая деятельность) играет огромную роль в разностороннем развитии ребенка. Хореография как синтетический вид искусства включает в себя музыку, поэзию, театр, сто позволяет детям приобщиться к различным видам художественного творчества и проявить свои творческие задатки. Хореографическое воспитание самым тесным образом связано с музыкой, которое является не только ритмическим сопровождением движений, но и мощным средством эстетического, эмоционально-художественного воспитания. Поэтому большое значение в музыкально-ритмическом воспитании детей отводится знакомству и обучению музыкальной грамоте. На уроках ритмики закрепляются теоретические знания, приобретенные на уроках музыки.
Особенностью в содержании работы по музыкально-ритмическому воспитанию младших школьников является включение этого вида деятельности в учебный процесс с использованием средств музыки и выразительного движения.
Одним из важных разделов в содержании уроков ритмики является освоение элементов музыкальной грамоты, включающих зачастую сложные понятия, требующие от учеников дополнительных познавательных усилий. И, если не сделать процесс обучения более веселым и легким, то уроки ритмики превратятся в «муштру». Поэтому задача педагога – подобрать такие способы и приемы учебной деятельности, которые бы позволили превратить изучение элементов музыкальной грамоты в увлекательнейшее занятие.
Поскольку на данном возрастном этапе игровая деятельность продолжает оставаться достаточно значимой, то, на наш взгляд, введение игр и игровых приемов на различных этапах изучения музыкального материала (подготовка к восприятию, восприятие, осмысление, закрепление) является важным условием успешного освоения детьми необходимых элементов музыкальной грамоты.
Между тем, использование игр и игровых приемов на уроках ритмики обусловлено ее специфическими особенностями: эмоциональностью, подвижностью, музыкальностью, что без особых усилий позволяет решить сложные задачи музыкально-ритмического воспитания младших школьников. Идя от простого к сложному, от детских песен к симфоническим произведениям композиторов–классиков, ребенок постепенно приобщается к миру прекрасного. Создавая игровой образ и пропуская как бы «через себя» музыку, сложный мир чувств и образов, обыгрывая своим телом музыкальную ткань произведения, его настроение и содержание, ребенок постигает на телесном, зрительном и эмоциональном уровне специфический язык средств музыкальной выразительности. Игровое движение является как бы видимым айсбергом глубинных психических процессов, и по двигательной реакции под музыку можно с достаточной степенью достоверности провести диагностику музыкального и психомоторного развития ребенка [2, 7].
Музыкально–ритмическая игровая деятельность развивает у детей внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, а также музыкальность, творческое воображение, фантазию, способности к импровизации в движении под музыку [2, 8].
К сожалению, в последнее время, наряду с широкой теоретической разработанностью содержания раздела «Элементы музыкальной грамоты» в методике музыкального воспитания Д. Б. Кабалевского, практический танцевальный материал, и, тем более, игровые формы обучения в программе «Ритмика и танец в начальной школе» представлены явно недостаточно.
Через движения, музыкально–ритмические упражнения, игры легко и свободно закрепляются основные понятия: характер музыки, средства музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм, строение музыки: вступление, части, фразы, затакт). Создавая игровой образ, дети учатся передавать в движении общий характер музыки и ее настроение. В процессе игрового знакомства с разнообразными по стилю и жанру музыкальными произведениями в ходе сопровождения танцевальных упражнений, происходит обогащение слушательского опыта и музыкального кругозора учащихся, развивается и закрепляется интерес к музыке различных направлений и стилей [8, 12].
Таким образом, совершенно очевидно, что под чутким руководством педагога игра может способствовать развитию свободного творческого и эффективного мышления, раскрепощению живой души ребенка, его эмоциональности, непосредственности, открытости и творческой потенции [12, 2].
Все вышесказанное определяет возможность использования игрового метода в процессе усвоения элементов музыкальной грамоты на уроках ритмики в начальной школе и делает актуальной разработку игрового приложения «музыкальная грамота в игре» для использования на уроках ритмики.
Объект исследования: танцевальные игры и упражнения, способствующие усвоению музыкальной грамоты.
Цель проекта: составить игровой комплекс «Музыкальная грамота в игре» для программы «Ритмика и танец в начальной школе».
Задачи:
- Определить особенности изучения музыкальной грамоты на уроках ритмики и хореографии на основе собственного опыта и анализа специальной литературы.
- Выявить возможности применения игрового метода в обучении детей элементам музыкальной грамоты.
- Составить комплекс игр «Музыкальная грамота в игре» для программы «Ритмика и танец» в начальной школе.
- Частично апробировать комплекс игр в условиях преддипломной практики и оформить рекомендации по их использованию.
Для решения поставленной задачи исследования нами были использованы следующие методы:
- Теоретические: теоретический анализ специальной и психолого–педагогической литературы по изучаемой проблеме исследования
- Эмпирические: косвенное и включенное наблюдение музыкально-ритмической деятельности учащихся и опыта педагогов; проектирование, систематизация и эмпирическое апробирование
Тип проекта: методический, поисково-творческий.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и систематизации комплекса игр для использования на уроках ритмики. Кроме того, данное приложение может быть использовано в условиях танцевального коллектива при изучении основ музыкальной грамоты.
Прикладной характер игрового приложения позволяет использовать данный материал в процессе подготовки студентов-хореографов к практике пробных уроков и занятий хореографического кружка. Возможно, и работающий преподаватель в области хореографии оценит практическую значимость данной разработки.