Символдрама как метод коррекции страхов детей младшего школьного возраста
Содержание.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы страхов младшего школьного возраста и метода коррекции символдрамы……………………….6
1.1 Страхи детей, как психолого – педагогическая проблема…………...…6
1.1.1. Виды страхов………………………………………………………...8
1.1.2. Причина и следствие страхов младших школьников……………..9
1.2. Символдрама……………………………………………………………...13
1.2.1. Описание метода символдрама……………………………………18
1.2.2. Стандартные мотивы………………………………………………21
1.2.3. Символика цвета и цифр………………………………………..…27
Выводы к главе I…………………………………………………………...…….31
Глава II. Исследование страхов младших школьников и программа с помощью метода символдрама…………………………………………………32
2.1. Программа проведения диагностики в работе с младшими школьниками……………………………………………………………………..32
2.2. Программа проведения коррекции страхов младших школьников методом символдрама………………………………………………………...…35
Выводы к главе II………………………………………………………………..43
Заключение………………………………………………………………………44
Список использованной литературы…………………………………………...45
Приложение…………………………………………………………………...…47
Введение
Люди получили в наследство от своих предков набор определенных качеств и эмоций, позволяющих им как-то определять свое отношение к миру и приспосабливаться к нему. При этом все богатство человеческих переживаний можно, словно полюса магнита, разделить на две противоположные группы. Одна из них содержит положительные эмоции, толкающие нас к объекту восприятия. В этом случае мы стремимся к чему-то, нам это нравится, мы это любим. Вторая группа эмоций направлена на защиту организма от пагубных воздействий внешней среды, помогает нам избегать всего неприятного и вредного. Важнейшей эмоцией этой группы является страх.
Прежде всего, необходимо разобраться, что обозначает термин «страх» в психологии. Страх – аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия. Человек постоянно находится в страхе, особенно страхам подвержены дети. Изучая мировую культуру в ее историческом развитии, можно увидеть, как параллельно с прогрессом человеческой цивилизации менялись и присущие ей страхи; сравнение этого явления с психическим развитием ребенка позволяет проследить, как по мере взросления и формирования сознания меняется предмет страха у детей. Вот что писала по этому поводу еще сорок лет назад детский психолог Т. Симсон: «Ребенок раннего возраста, не обладая жизненным опытом, часто не видит реальной опасности там, где она есть, и, наоборот, боится всего нового, незнакомого, даже не таящего в себе никакой опасности. С возрастом, когда ребенок способен осмыслить правильно пугающую его ситуацию, страхи всегда непосредственно связаны с опасностью и ей адекватны». Иногда детские страхи могут переходить в неврозы. Поэтому необходимо заранее корректировать страхи ребенка.
В психологии и психиатрии существует достаточно много методов коррекции страхов. К ним относятся: игротерапия, сказкотерапия, арт-терапия и многие другие способы. В моей курсовой работе мною представлен один из методов коррекции страхов – символдрама.
У символдрамы есть что-то общее с таким методом коррекции как арт-терапия. Хотя многие психологи не разделяют это мнение. Известный психотерапевт Обухов Я.Л. считает, что символдрама – это метод, который сочетает в себе многие другие методы коррекции, но его лучше использовать отдельно. Арт-терапевт Копытин, считает, что арт-терапия это непохожий на другие метод коррекции.
Символдрама используется не многими, но он является одним из самых эффективных методов в работе не только со взрослыми, но и с детьми. Поэтому объектом нашего исследования выступает символдрама, как метод коррекции страхов и уровня тревожности у младших школьников. Предметом исследования является страхи и тревожность младших школьников. Но несмотря на эффективность метода, существует ряд проблем. Одной из них является, стоит ли применять этот метод в работе с детьми школьным психологам, и насколько он будет эффективен. Актуальность данной темы заключается в следующем: большое распространение в популяции детей с высоким уровнем тревожности и страза привлекает внимание многих психологов к изучению эмоциональной сферы человека. Страх и тревожность являются серьезным риск - фактором для развития многих невротических и психосаматических отклонений.
Гипотеза нашей работы звучит следующем образом символдрама является эффективным средством коррекции страхов и тревожности детей младшего школьного возраста. Цель гипотезы определили следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические подходы к обоснованию проблемы использования метода символдрама.
2. Выявить положительные и отрицательные стороны данного метода, раскрыть его сущность и особенности.
- Разработать программу коррекции страхов у младших школьников с помощью метода символдрама.
- Изучить изменения уровня тревожности и страха произошедших в результате проведенной психокоррекционной работы.
При исследовании применяются следующие методы:
- теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования);
- эмпирические (наблюдение, беседа, тестирование).
База исследования: школа № 24 г. Иркутска, 3 «Б» класс