Слушание музыки как средство развития эмоциональной сферы детей
Содержание
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Характеристика эмоциональной сферы
личности……………………………………………………………………5
1.1. Сущность понятия «эмоциональная сфера», эмоции и
их функции………………………………………………………………….5
1.2. Классификация эмоций………………………………………………..8
1.3. Особенности эмоционального развития
младших школьников…………………………………………………….11
Выводы по главе 1……………………………………………………….13
Глава 2. Место слушания музыки как вида деятельности в
музыкальном искусстве…………………………………………………14
2.1. Роль музыкального искусства в развитии эмоциональной
сферы младших школьников…………………………………………… ..14
2.2. Слушание музыки как вид музыкальной
деятельности………………………………………………………………..17
2 Выводы по главе 2……………………………………………………...21
Глава 3. Опытная работа по развитию эмоциональной сферы младших школьников……………………………………………………………….22
3.1. Констатирующий этап исследования………………………………..22
3.2. Формирующий этап исследования…………………………………..24
3.3. Контрольный этап исследования и анализ результатов……………35
Выводы по главе 3……………………………………………………….37
Заключение………………………………………………………………...38
Литература…………………………………………………………………40
Приложение………………………………………………………………..42
Введение
Проблема обеспечения эмоционального благополучия и развития ребенка младшего школьного возраста приобретает особую актуальность в современных условиях кризиса социальных отношений и повышенного темпа жизни. И, в первую очередь, перед учителем стоит задача развития эмоционального мира ребенка. Именно эмоциональная система является одной из основных регулирующих систем, обеспечивающих активные формы жизнедеятельности организма как взрослого человека, так и ребенка. Именно эмоции придают смысл и значение человеческому существованию. Познавая окружающий мир, ребенок определенным образом относится к тому, что или кого он познает.
Эмоции окрашивают восприятие окружающего мира – от ликующего, светлого, радостного, яркого - к тусклому, угрюмому, серому. Богатство эмоционального мира – великое благо для человека. Чувства и эмоции делают его жизнь полноценной, насыщенной, интересной.
Именно по этому на учителе лежит ответственность не только за усвоение детьми знаний, умений, навыков, но и за развитие эмоциональной сферы учащихся.
Музыка – одно из эффективных средств развития эмоционального мира ребенка, развития умения распознавать эмоции. Особенностью музыки является то, что она может с огромной непосредственностью и силой передавать эмоциональное состояние человека, все богатство чувств и оттенков, существующих в реальной жизни.
Внеклассные занятия по слушанию музыки еще в большей степени должны быть приближены к подлинному искусству. Внеклассные занятия дают возможность углубить и закрепить раннее полученные знания, воспитывать интерес и любовь к искусству, потребность в общении с ним.
Объект исследования: процесс развития эмоциональной сферы.
Предмет исследования: занятия по слушанию музыки как средство развития эмоциональной сферы младших школьников.
Цель работы: теоретическое обоснование, разработка и апробация занятий по слушанию музыки как одного из средств развития эмоциональной сферы младших школьников.
Задачи: 1) анализ психологической литературы для выявления особенностей эмоциональной сферы младших школьников;
2) анализ музыкально-педагогической литературы по проблеме организации занятий по слушанию музыки;
3) проведение и анализ диагностических методик по определению эмоциональных состояний младших школьников;
4) выявление эффективности внеклассных занятий по слушанию музыки в развитии эмоциональной сферы через проведение формирующего этапа и проведение сравнительного анализа в ходе проведения констатирующего и контрольного этапа.
Гипотезой является предположение о том, что благодаря внеклассным занятиям по слушанию музыки у младших школьников происходит развитие эмоциональной сферы.
Методы исследования: 1) Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2)Эмпирический: наблюдение за учебной и внеучебной деятельностью школьников, применение диагностических методик, предназначенных для определения уровня развития эмоциональной сферы младших школьников в процессе проведения внеклассных занятий по слушанию музыки.