Содержание уроков внеклассного чтения как средство воспитания любви к родному краю у детей младшего школьного возраста (на произведениях сибирских писателей)
Оглавление к теме: «Содержание уроков внеклассного чтения как средство воспитания любви к родному краю у детей младшего школьного возраста (на произведениях сибирских писателей)»
Содержание
Введение Глава I. Теоретические и практические основы проблемы «Содержание уроков внеклассного чтения как средство воспитания любви к родному краю у детей младшего школьного возраста (на произведениях сибирских писателей)» 1.1. Воспитание любви к природе родного края – одно из условий гармоничного развития личности ребенка младшего школьного возраста……………………………………………………………………. 1.2.Теоретические и методические основы учебного содержания уроков внеклассного чтения в начальных классах…………. Уроки внеклассного чтения в начальной школе: история вопроса. 1.3. Анализ содержания произведений сибирских писателей о природе родного края, вошедших в круг детского чтения ………………………………………………………………………. Глава II. Опытная методическая работа, направленная на исследование влияния книг сибирских писателей, направленных на воспитание любви к природе родного края
2.1. Цели, задачи и результаты входной диагностики…………………. 2.2. Организация формирующего этапа исследования через уроки внеклассного чтения произведений сибирских писателей. Итоговая диагностика……………………………………………………. 2.3. Сравнение результатов входной и итоговой диагностики………... Заключение………………………………………………………………… Литература………………………………………………………………… Приложение……………………………………………………………….. |
3-4 5
5
12
15
21 24
35 37 |
Введение
Современная школа, воспитывая гармонически развитую личность, много внимания уделяет разным аспектам воспитания: нравственному, эстетическому, патриотическому, экологическому и др.
Есть люди, которые рождаются с душой, открытой к природе, - сильным чувством природы; точно так же, как рождаются люди с душой музыкальной, художественной, поэтической, религиозной. Эти счастливые дары неба - удел немногих. Но в зародыше эти чувства присущи всякой душе, и дело воспитания – не дать им заглохнуть, а помочь развить их.
Конечно же, на уроке каждый учитель может сделать много для пробуждения высоких духовных стремлений ребенка, вызвать гражданские патриотические чувства, а семья и окружающая социальная действительность должны укрепить переживаемое на уроке. Таким образом, воспитание души и духовно богатой личности – дело и семьи, и школы.
Как и всякое другое чувство, чувство природы должно быть развиваемо в детях с самого раннего возраста; чем позже, тем это делается труднее.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать вывод, что проблема воспитания любви к родному краю была актуальна всегда, ее рассматривали К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинский, В.Г.Белинский, В.Караковский, Газман, Н.Е. Щуркова и другие.
На наш взгляд, в современных условиях вопросам любви к родному краю, к его природе, родине уделяется недостаточное внимание, в этом мы и видим актуальность поставленной проблемы. Одним из направлений школы в воспитании младших школьников должна быть задача:
- воспитание любви к природе родного края через чтение и изучение произведений сибирских писателей;
- воспитание чувства природы как источника любви и тяготения к природе.
Регулярное чтение произведений о родном крае, его природе, обсуждение с детьми прочитанного поможет детям сформировать осознанное духовно – нравственные ценности, которые являются важнейшим фактором сопротивления негативным влияниям окружающего общества.
Понимая и осознавая эту важность, педагог задается вопросами: как, каким способом воспитывать у детей любовь к природе, родине, родному краю. Это те понятия, которые в дальнейшем помогут обогатить внутренний мир ребенка.
Выбрав тему дипломной работы «Содержание уроков внеклассного чтения как средство воспитания любви к родному краю у детей младшего школьного возраста (на материале произведений сибирских писателей)», мы хотим раскрыть смысл и значение уроков по творчеству сибирских писателей, вошедших в круг детского чтения. Нам кажется, что произведения сибирских писателей - уникальное средство формирования любви к родному краю, природе, понимания ее, бережного отношения к ней, в этом мы видим актуальность темы.
Объект исследования: процесс воспитания любви к природе родного края у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: содержание уроков внеклассного чтения по произведениям сибирских писателей, направленных на воспитание любви к природе родного края у детей младшего школьного возраста.
Поэтому цель дипломной работы: выявить и обосновать возможности воспитания любви к природе родного края через содержание уроков внеклассного чтения по произведениям сибирских писателей.
Гипотеза: школьная программа литературного чтения содержит достаточно произведений о природе, но мы предположили, что если в круг чтения детей включить тексты произведений сибирских писателей о природе родного края, его богатстве и красоте, то можно попытаться вызвать желание понимать красоту природы родного края и воспитывать чувство любви к нему.
Исходя из объекта, предмета, цели, гипотезы дипломной работы, мы ставим следующие задачи:
- изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме; определить основные понятия по теме дипломного исследования;
- определить круг чтения произведений сибирских писателей о природе родного края во втором классе, проанализировать их;
- смоделировать и апробировать уроки внеклассного чтения по произведениям сибирских писателей о родном крае во втором классе.
Методы исследования:
Теоретические: анализ литературы, анализ произведений сибирских писателей, определение и формулировка терминов, связанных с темой исследования, проведение диагностик, составление таблиц.
Практические: беседы с учениками, анкетирование, уроки внеклассного чтения, литературные пятиминутки, конкурс стихотворений о природе.
Практическая значимость и новизна: использование произведений сибирских писателей, разработка уроков о природе родного края, его красоте и богатстве, подготовка методических рекомендаций по изучению произведений о родном крае.