Условия преодоления дислексии и дисграфии у детей «группы риска», обучающихся во 2 классе
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.................................................................................................... 3
Глава I. Психолого-педагогические аспекты дисграфии.................. 5
1.1. Причины общего недоразвития речи............................................... 5
1.2. Понятие дислексии .......................................................................... 6
1.3. Основные симптомы, по которым можно распознать дислексию. 8
1.4. Виды дислексии................................................................................ 8
1.5. Понятие о дисграфии........................................................................ 10
1.6. Основные симптомы, по которым можно распознать дисграфию. 11
1.7. Классификация дисграфий............................................................... 13
1.8. Характеристика специфических ошибок письма............................. 15
Глава II. Методика организации и проведение опытно-методичес-
кой работы с учащимися 2 «В» класса школы № 71 по проблеме
дислексии и дисграфии .......................................................................... 20
2.1. Разнообразные практические методы и приемы работы над наруше-
ниями чтения и письма ...................................................................... 20
2.2. Апробирование существующих методик, оказание практической
помощи детям «группы риска» 2 «В» класса школы № 71 через
групповые и индивидуальные занятия............................................... 22
Заключение............................................................................................... 40
Список используемой литературы........................................................ 42
Приложение.............................................................................................. 45
ВВЕДЕНИЕ
Одной из наиболее острых проблем современной педагогики остается проблема стойкой неуспеваемости и трудностей школьной адаптации. Под успеваемостью понимается степень усвоения знаний, умений, навыков, установленных учебной программой с точки зрения их полноты, сознательности, прочности.
В работе некоторых авторов отмечается, что неуспеваемость приходится в значительной степени на первую ступень обучения, то есть 1-2 классы начальной школы.
Большинство известных ученых сходятся во мнении, что причиной неуспеваемости является недостаточно усвоенные знания, умственные умения и навыки учебной деятельности на начальных этапах обучения. Среди общих учебных умений, которые формируются в начальной школе, важное место занимают такие общеучебные умения как чтение и письмо.
Овладение техникой чтения – одна из главных задач обучения младших школьников. От постановки обучения детей чтению во многом зависит формирование личности ученика, становление его отношения к учению, школе, учителю, товарищам, коллективу класса, к самому себе. И это действительно так, но лишь при условии, что человек владеет достаточно полноценной речью.
Наличие у ребенка выраженных нарушений речи обычно сказывается на всем его психологическом развитии. Ведь любой малыш очень много узнает об окружающем мире благодаря тому, что задает вопросы взрослым по каждому интересующему его предмету или явлению. А если у ребенка полностью отсутствует речь или имеется жалкое ее подобие? О чем он сможет в этом случае узнать? Общий ход психологического развития ребенка в этом случае, безусловно, замедляется, что неизбежно скажется на всем процессе его школьного обучения и дальнейшей жизни.
Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы.
Наиболее распространенными речевыми расстройствами учеников младших классов являются: дислалия, дислексия и нарушения письменной речи – аграфия, дисграфия.
Изложенные выше факты и противоречия, а также наблюдения за детьми класса побудили нас обратиться в выпускной квалификационной работе к проблеме «Условия преодоления дислексии и дисграфии у детей «группы риска», обучающихся во 2 классе».
Объект исследования - нарушение чтения (дислексия) и письма (дисграфия) у детей «группы риска» во 2 «В» классе школы № 71 г. Иркутска.
Предмет исследования - разнообразные методы преодоления нарушений чтения и письма.
Гипотеза – если своевременно выявить недостатки речевого развития у детей «группы риска» и организовать систематическую помощь учителя на уроках и специальных занятиях, то можно добиться положительных результатов в преодолении этих недостатков речевого развития у данной группы детей.
Цель исследования - создание специальных комфортных условий для преодоления дислексии и дисграфии у детей «группы риска» 2 «В» класса.
Задачи исследования:
- Анализ научно-методической литературы по данной проблеме.
- Рассмотрение различных практических методов и приемов работы над нарушениями чтения и письма.
- Апробирование некоторых методик по данной проблеме, выявление наиболее продуктивных методов, приемов и условий для преодоления дислексии и дисграфии у детей «группы риска» данного класса.