Формирование адекватного представления об окружающем мире и самопредставления у младших школьников
Содержание
Введение…………………….................................................................................3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы представления и самопредставления об окружающем мире у младших школьников…………..5
1.1 Общая характеристика представления как ведущего психического процесса личности……………………………………………….……………….5
1.2. Пути формирования представления об окружающем мире и самопредставления у младших школьников……………………………………………...17
Выводы по главе 1……………………………………………………………….23
Глава 2. Организация опытной работы по формированию представлений у младших школьников…………………………………………………25
2.1. Методы и методики изучения представлений у детей…………….…….25
2.2. Способы и приемы формирования представлений об окружающем мире и самопредставления у детей младшего школьного возраста…………………..30
Выводы по главе 2……………………………………………………………….39
Заключение…………………………………………………………………..….41
Список литературы………………………………………………………….…43
Приложение…………………………………………………………………..…45
Введение.
О человеке, его историческом прошлом, его настоящем и будущем написано бесконечно много. Но все так же велико стремление людей к постижения себя и человечества. Философы, социологи, генетики, психологи, представители педагогической науки, деятели литературы и искусства стремятся все глубже исследовать и раскрыть сущность человека, понять закономерности жизненного проявления личности, изучить особенности представления об окружающем мире и самопредставления человека, яснее увидеть ее перспективы в современную и будущую эпоху. Разумеется, вопросы эти ставятся и осмысливаются по – разному.
К изучению представления и самопредставления существует несколько подходов. Многообразие концепций и теорий создает разночтение в определении понятий, адекватности программ и диагностических приёмов изучения представления и самопредставления. Поэтому актуальность нашей выпускной квалификационной работы является очевидной. Актуальность нашего исследования обусловлена следующим фактом, чтобы ребёнку войти в социум, реализоваться в нём, стать полноправным членом общества, у него должно быть правильно сложено представление об окружающем мире.
Тема: Формирование адекватного представления об окружающем мире и самопредставления у младших школьников.
Цель исследования: Спроектировать и апробировать систему занятий по формированию адекватного представления и самопредставления об окружающем мире у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: Процесс формирования представлений о мире и самопредставлений.
Предмет исследования: способы формирования адекватного представления об окружающем мире и самопредставления у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: если целенаправленно организовать систему работы по формированию представлений у младших школьников, то уровень представления об окружающем мире повысится, а самопредставления детей станут более полными и адекватными.
Задачи исследования:
- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме представления и самопредставления у детей.
- Изучить особенности представления об окружающем мире и самопредставления у детей младшего школьного возраста.
3. Разработать систему занятий по формированию представлений и апробировать ее в условиях начальной школы.
Теоретические основы исследования: В разрешении выдвинутой проблемы мы опирались на научные положения, рассмотренные и обоснованные психологами: Б.Г.Ананьевым, А.Н.Леонтьевым, С.Д.Смирновым, Б.М.Тепловым, С.Л.Рубинштейном и другими в области изучения представлений; Р. Бернсом, А.Леки, А.Л.Венгером, Г.А. Цукерман в области изучения « Я – концепции» и самопредставления; И.Ю. Кулагиной, В.А. Крутецким, В.С. Мухиной и другими в области возрастных особенностей младших школьников.
В соответствии с поставленными задачами в исследовании использовались следующие методы и методики:
Теоретические методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Эмпирические методы: наблюдение, тестирование, индивидуальные беседы с детьми; методики: методика «Общая ориентация детей в окружающем мире», методика « Графический диктант» и методика «Лесенка», а также методы статистической обработки информации, количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: учащиеся 3 «д» класса школы № 63 г. Иркутска. В исследовании приняло участие 20 детей, из них 8 мальчиков и 12 девочек, средний возраст испытуемых 8 лет.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Общий объем работы составляет 46 страниц машинописного текста.