Формирование грамматических понятий в начальной школе при изучении морфемного состава слова
Содержание
Введение.................................................................................................... 3
Глава I. Теоретические основы методики изучения морфемного состава
слова в начальной школе....................................................................... 5
1.1. Лингвистические основы методики изучения морфемного состава
слова........................................................................................................... 5
1.2. Закономерности формирования грамматических понятий,
связанных с морфемным составом слова, у младших школьников.......... 9
1.3. Методические пути формирования морфемных понятий
у младших школьников.............................................................................. 16
Выводы по первой главе........................................................................ 23
Глава II. Организация опытной деятельности по формированию
грамматических понятий, связанных с морфемным составом......... 25
2.1. Диагностика уровня сформированности грамматических понятий,
связанных с морфемным составом слова в опытном классе.................... 25
2.2. Разработка и апробация обучающей программы, направленной
на формирование грамматических понятий, связанных с морфемным
составом слова у детей опытного класса.................................................. 29
2.3. Анализ результатов опытной работы.................................................. 39
Выводы по второй главе......................................................................... 44
Заключение............................................................................................... 45
Литература................................................................................................ 46
Приложение.............................................................................................. 48
Введение
Сознательное владение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной личности.
Научиться тотчно передавать свои мысли не только в устной, но и в письменной форме, уметь убедительно, ярко говорить и писать необходимо каждому.
Речь человека является одним из важнейших показателей уровня его культуры, мышления, интеллекта.
В младшем школьном возрасте речь учащихся чаще всего бедна, словарь однообразен.
Значение работы над формированием грамматических понятий, связанных с морфемным составом слова, в курсе начального обучения трудно переоценить. Изучение этих понятий имеет исключительно важное значение в развитии лингвистических способностей детей. Получаемые при этом знания, формируемые умения и навыки помогают младшим школьникам разобраться в закономерностях слово и формообразования, без чего невозможно полноценное усвоение грамматики, создают базу для сознательного овладения правописанием и речью (анализ состава слова – основа знаний и умений, необходимых для формирования навыков правописания морфем слова, прежде всего корня). Кроме того, изучение грамматических понятий, связанных с морфемным составом слова, заключает в себе богатейшие возможности для развития инетерса детей к миру языка. С восхищением слушают младшие школьники «слово о словах», они хотят знать, что означают эти слова и как возникли они. Выяснение того, как «сделали» слова в русском языке и как они «делаются» способствует возникновению мотивации, необходимой для успешного овладения речевой деятельностью, развивает в детя потребность в повышении своей языковой культуры, стремление наиболее точно выразить мысль в слове. Наконец, не маловажен и тот факт, что формирование грамматических понятий заключает в себе больше возможности для развития умственных способностей учащихся. Ведь процесс формирования понятий является одновременно и процессом овладения мыслительными операциями, как анализ и синтез, сравнение и обобщение, систематизирования и абстрагирования.
Таким образом, важность процесса формирования грамматических понятий, связанных с морфемным составом слова заключается в становлении у детей правильного грамматического письма, правильной речи и, конечно же, играет большую роль в их умственном развитии. И для того, чтобы этот процесс происходил наиболее результативно, возникла потребность в создании условий сформирования грамматических понятий, связанных с морфемным составом слова в начальной школе.
Поэтому цель нашей работы в опредлении условий, способствующих эффективному усвоению понятий, связанных с морфемным составом слова.
Объектом нашей работы является процесс формирования грамматических понятий.
Предметом – наиболее эффективные приемы формирования грамматических понятий, связанных с морфемным составом слова.
Гипотезой является предположение о том, что усвоение грамматических понятий, связанных с морфемным составом слова, будет наиболее результативным, если учитывать условия, способствующие эффективному усвоению грамматических понятий.
Для проверки гипотезы и достижения поставленной цели нашей работы были поставлены следующие задачи:
- Изучить, проанализировать лингвистическую и методическую литературу.
- Изучить и рассмотреть условия, способствующие эффективному усвоению понятий.
- Разработать и апробировать программу, направленную на формирование грамматических понятий, связанных с морфемным составом слова.
В соответствии с поставленными задачами в процессе работы использовались следующие теоретические и эмпирические методы:
- анализ психолого-педагогической и методической литературы;
- моделирование;
- индивидуальные беседы с учащимися;
- проведение контрольных работ на констатирующих и контрольных этапах, для выявления уровня сформированности грамматических понятий, связанных с морфемным составом слова.
Опытная работа была проведена в средней школе № 27 г. Иркутска, в 3 «б» классе.
Наша работа состоит из введения, двух глав, 6 параграфов, заключения, списка литературы и приложения.