Формирование навыков каллиграфического письма у детей 2 класса на основа развивающих упражнений
Содержание
Введение……………………………………………………………………….
|
3 |
1.1. Лингво-педагогические и психологические основы развития детей в процессе письма. Типичные нарушения каллиграфического почерка у детей младшего школьного возраста………………………………………….. |
5 |
1.2. Развивающие упражнения как средство формирования навыков каллиграфического письма у детей младшего школьного возраста……………………………………………………………………… Выводы………………………………………………………………………… |
10 20 |
Глава 2. Организация опытно – практической работы по формированию навыков каллиграфического письма у детей 2-го класса на основе развивающих упражнений…………………………………………
|
21 |
2.1. Методика проведения практической опытно-методической работы. Входная диагностика…………………………………….……………………. |
21 |
2.2.Организация работы по формированию каллиграфических навыков письма у детей второго класса………………………….……………………. |
25 |
2.3. Сравнение результатов диагностик на констатирующем и контрольном этапах….…………………………………………….…………… Выводы……………………………………………………………………….. |
38 42 |
Заключение……………………………………………………………………
|
44 |
Литература…………………………………………………………………….
|
46 |
Приложение…………………………………………………………………... |
48 |
Введение
Что такое письмо? Письмо относится к самым сложным видам речевой деятельности.
М.Р.Львов дает такое определение: «Письмо - это графическая система фиксации письменной речи» [23, с.142], а «каллиграфическое письмо – это еще и искусство писать четким, красивым почерком», по определению С.И.Ожегова[29, c.257].
В современном обществе в эпоху научно – технического прогресса и бурного потока информации человеку много приходится заниматься образованием и самообразованием, вести различные записи. Противоречие в том, что в век компьютеров, не менее важным остается тот факт, что упражнения в письме способствуют развитию мышления и речи, интеллектуальному развитию. «В практике школьного обучения письмо занимает до сих пор слишком малое место по сравнению с той огромной ролью, какую оно играет в процессе развития ребенка», - писал Л. С. Выготский. Значительное отставание в скорости и разборчивости письма у детей младшего возраста отрицательно сказывается на работоспособности учащихся, развитии их познавательного интереса, их орфографической зоркости. Неразборчивость почерка становится существенной преградой на пути полноценного использования письма в качестве средства общения. В то же время особые трудности в школе вызывает именно обучение письму.
К сожалению, в методической литературе и в практике школы недостаточно уделяется внимания развивающим упражнениям, способствующим формированию навыков каллиграфического письма у детей второго класса, методике их проведения. Поэтому мы считаем, что актуальность проблемы обусловлена потребностью современной начальной школы в формировании каллиграфического письма. Отсюда, актуальной является и тема нашего исследования: «формирование навыков каллиграфического письма у детей второго класса на основе развивающих упражнений».
Основа – «это источник, главное, на чем строится что-нибудь» [23, с.245]. Профессор, доктор психологических наук М.В.Зверева дает такое определение развивающим упражнениям: «Это упражнения, которые способствуют продвижению ребенка вперед к изменению в сфере способов деятельности, постепенного внутреннего движения». [17,с.31]. К ним относятся упражнения на развитие зрительно- моторных координаций, фонематического слуха, пространственных отношений и мелких движений пальцев рук.
Цель исследования – выявить и обосновать методические и дидактические условия формирования навыков каллиграфического письма у детей второго класса на основе развивающих упражнений.
Данная цель исследования определила постановку следующих задач:
- На основе анализа научной литературы изучить психофизиологические особенности восьмилетних детей и трудности формирования у них каллиграфических навыков.
- Систематизировать и апробировать развивающие упражнения, способствующие формированию навыков каллиграфического письма у детей второго класса.
- Провести опытную работу, сопоставить и обобщить результаты на констатирующем, формирующем и контрольном этапах исследования.
Объект исследования – процесс формирования навыков каллиграфического письма младших школьников на основе развивающих упражнений.
Предмет исследования – развивающие упражнения как основа формирования навыков каллиграфического письма у детей 2-го класса.
Гипотеза исследования: если на уроках русского языка во втором классе в системе проводить упражнения, направленные на развитие фонематического слуха, зрительно - моторных координаций, пространственных отношений и тонкокоординированных движений пальцев рук, то это может способствовать снижению трудностей у детей при письме, формированию каллиграфических навыков восьмилетних детей.
Для решения поставленных задач были использованы следующие теоритические методы: анализ педагогической и научно – методической литературы, наблюдение, обобщение, классификация, абстрагирование.
Эмпирические методы: анализ работ учащихся, подбор и систематизация развивающих упражнений, статистическая обработка данных и составление таблиц, качественный и количественный анализ результатов исследования.
Практическая значимость исследования заключается в использовании развивающих упражнений на уроках русского языка для формирования каллиграфических навыков у детей второго класса.
Новизна исследования состоит в подборе и систематизации развивающих упражнений, способствующих формированию навыков каллиграфического письма у детей второго класса.
При решении выдвинутой проблемы мы опирались на научные труды психологов и педагогов: Л.А.Лурия, М.М.Безруких, С.П.Ефимовой, Е.В.Юрова, Е.Н.Соколовой, И.Я.Желтовской, М.В.Зверевой, а также на научные труды лингвистов и методистов М.Р.Львова, М.С.Соловейчик, П.С.Жедек и других.
База исследования – 2 «а» класс, школы № 70, г. Иркутска, работает по учебно методическому комплексу «Гармония».