Формирование навыков самоконтроля при обучении школьников решению простых арифметических задач
Содержание
Введение……………………………………………………………………... |
3 |
|
|
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования навыков самоконтроля младших школьников …………………………………. |
5 |
|
|
1.1.Сущность понятия самоконтроля и его классификация…………...... |
5 |
1.2. Характеристика уровней сформированности навыков самоконтро- |
13 |
|
|
Выводы по главе 1………………………………………………………... |
18 |
|
|
Глава 2. Методика формирования навыков самоконтроля младших школьников на уроках математики при решении задач ……... |
20 |
|
|
2.1. Виды простых задач. Обучение решению простых задач ……...... |
20 |
2.2. Использование приемов формирования навыков самоконтроля в |
26 |
2.3. Руководство приемами самоконтроля младших школьников на |
29 |
|
|
Выводы по главе 2…………………………………………………….... .. |
35 |
|
|
Глава 3. Опытная работа по формированию навыков самоконтроля при решении простых арифметических задач в первом классе …………………………………………………………….. |
37 |
|
|
3.1. Исследование сформированности навыков самоконтроля учеников первого класса на констатирующем этапе ……………….. |
37 |
3.2. Методика проведения формирующего этапа опытной работы……… |
42 |
3.3 Анализ результатов опытной работы на контрольном этапе…………. |
46 |
|
|
Выводы по главе 3……………………………………………………….... |
52 |
|
|
Заключение……………………………………………………………………. |
54 |
|
|
Список литературы………………………………………………………….. |
56 |
|
|
Приложение…………………………………………………………………… |
59 |
ВВЕДЕНИЕ
Проблема формирования навыка самоконтроля при обучении младших школьников решению простых арифметических задач занимает одно из ведущих мест для предупреждения ошибок учащихся.
Причиной подавляющего большинства ошибок по математике является формализм в знаниях учащихся, т.е. ученики не анализируют, а привыкают выполнять задания воспроизводящего характера. Решения готовых, однородных приемов и задач одинаковыми приемами в течение длительного времени вырабатывают у учащихся привычку механически производить заученные математические преобразования в прямом порядке. Погоня только за количеством решенных задач приводит к недооценки теоретического обоснования производимых действий. Поэтому особое место в структуре учебной деятельности занимают действия самоконтроля, имеющие специфические функции: они направлены на саму деятельность, фиксируют отношение учащихся к себе как к субъекту этой деятельности, вследствие чего их направленность на решение учебной задачи носит опосредованный характер.
В связи с выше сказанным мы выбрали тему дипломной работы: «Формирование навыков самоконтроля при обучении младших школьников решению простых арифметических задач». При написании опытной работе мы опирались на труды следующих педагогов и психологов: Гальперин П. Я.,
Эльклнин Д. Б. , Цукерман Г.А. , Соснина Г. М.
Актуальность исследования обусловлена одной из важнейших задач методики обучения математики, является предупреждение ошибок. Учителя мало уделяют внимания анализу хода своей деятельности, не предупреждают ошибки в работе учащихся, в погоне только за количеством решенных задач, а не за качеством.
Цель исследования состоит в выявлении эффективных приемов формирования навыков самоконтроля при обучении младших школьников в условиях применения эффективных приемов при решении простых задач на уроках математики.
Данная цель опытной работы определила постановку следующих задач:
1) изучить психолого – педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования навыков самоконтроля при обучении младших школьников решению простых арифметических задач;
2) обосновать выбор наиболее эффективных приемов формирования навыков самоконтроля при обучении учащихся решению простых арифметических задач;
3) апробировать опытную программу, направленную на формирование навыков самоконтроля у младших школьников на уроках математики.
Объектом исследования: является процесс формирования навыков самоконтроля при обучении младших школьников.
Предмет исследования - эффективные приемы формирования навыков самоконтроля при обучении младших школьников решению простых арифметических задач.
Гипотеза исследования: если организовать работу по формированию навыков самоконтроля при обучении младших школьников решению простых арифметических задач на уроках математики, используя эффективные приемы, то это будет способствовать полноценному восприятию, пониманию и успешному решению простых арифметических задач. В соответствии с поставленными задачами в исследовании использовались следующие методы:
теоретические - анализ методической, дидактической, психологической литературы и результатов исследований, мысленный эксперимент;
эмпирические - педагогическое наблюдение за деятельностью учителей и учащихся в учебном процессе, методический эксперимент; опрос, индивидуальные беседы; изучение продуктов деятельности младших школьников, качественный и количественный анализ результатов исследования.
проектирование - составление и написание конспектов урока, фрагментов урока, таблиц.
практическая значимость опытной работы заключается в использовании материалов данной работы на уроках математики в будущей профессиональной деятельности.
Базой опытной работы явилась МОУ школа №80 города Иркутска 1 «г» класс в период с 4апреля по 30апреля 2005года.