Формирование познавательных интересов учащихся на уроках истории
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.................................................................................................... 3
Глава I.Теоретические основы формирования познавательного
интереса в учебной деятельности...........................................
1.1. История вопроса...............................................................................
1.2. Психолого-педагогические основы формирования познавательного
интереса...........................................................................................
Глава II. Методика формирования познавательного интереса
учащихся на уроках истории.................................................
2.1.Основные методы формирования познавательного интереса
учащихся в исторической дисциплине...............................................
2.2. Диагностика познавательных интересов школьников........................
Заключение...............................................................................................
Список используемой литературы........................................................
ВВЕДЕНИЕ
Проблема формирования познавательных интересов учащихся в процессе обучения основам наук занимает одно из ведущих мест в современных психолого-педагогических исследованиях. От решения данной проблемы в значительной степени зависит эффективность учебного процесса, поскольку интерес является важным мотивом познавательной деятельности школьника и, одновременно, основным средством ее повышения. Под влиянием интереса активизируются когнитивные процессы (восприятие, мышление, актуализация и т.д.). Наличие познавательного интереса у школьников способствует росту их активности на уроках и формированию положительного эмоционального фона процесса обучения.
Недостаточная развитость познавательного интереса и, как следствие, несформированность мотивации, ведут к тому, что познавательная деятельность воспринимается школьниками как неприятная обязанность, порождающая отрицательные эмоции и общее негативное отношение к учебному процессу. В таких случаях учитель основные усилия и время затрачивает на привлечение внимания учащихся, поддержание порядка в классе. В результате план урока, как правило, не выполняется, и самим уроком не удовлетворены не учащиеся, ни педагог. Необходимо отметить, что длительная, в течение ряда лет учеба без сформированного интереса, основанная исключительно на прямом или косвенном принуждении, может оказаться губительной для психики ребенка. Постоянное использование волевых начал и несформированность мотивации сферы могут привести к возникновению психотравмирующих ситуаций, являющихся причинами заболевания неврозами.
Значительное внимание проблеме формирования познавательного интереса у школьников уделяется в частных методиках. Для учителя предметника особое значение имеют работы посвященные развитию интереса школьника к конкретным учебным дисциплинам. В настоящее время разработаны технологии развития интересов практически по всем предметам, входящим в учебный план средней школы. Технология развития интереса к истории проходит через работы Г.И. Гончаровой, П.В. Горы, Л.А. Киршнера [10; 16] и др.
Таким образом, систематическое и целенаправленное формирование познавательного интереса у школьников должно стать одним из главных и обязательных направлений в профессионально-педагогической деятельности, для чего учителю необходимо овладеть теоретическими основами проблемы и быть методически подготовленным к ее практическому решению с разной категорией учащихся. Подтверждением данной профессиональной позиции являются слова Л.С. Выготского «Прежде чем начать развитие, мы должны выяснить, что развивается» [9, с.14]
Цель работы – выявить теоретические характеристики познавательного интереса как педагогического явления, обосновать методические пути его формирования в условиях учебной деятельности.
Задачи:
- Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования.
- Составить диагностическую программу, направленную на выявление уровня сформированности познавательного интереса учащихся.
- Обосновать различные методические пути формирования познавательного интереса на уроках истории.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы; обобщение; систематизация.