Формирование психологической готовности к школьному обучению у детей с разной межполушарной асимметрией мозга
Содержание
Введение Глава I. Теоретические основы формирования психологической готовности к обучению в школе у детей с разной межполушарной асимметрией мозга I.1. Сущностная характеристика понятия «готовность к обучению в школе» I.2. Психолого-педагогические условия формирования психологической готовности к обучению в школе I.3. Межполушарная асимметрия и ее влияние на познавательную сферу ребенка Выводы по первой главе Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию психологической готовности у детей с разной межполушарной асимметрией мозга II.1. Характеристика исходного уровня психологической готовности у детей с разной межполушарной асимметрией мозга II.2. Особенности формирующего этапа эксперимента по формированию психологической готовности детей II.3. Динамика психологической готовности у детей экспериментальной и контрольной групп Выводы по второй главе Заключение Литература Приложение |
3
6
18
23
34
36
49
52
55 56 58 62
|
Введение
Поступление ребенка в школу подводит итог его дошкольному детству, изменяет социальную ситуацию его развития. Однако для того, чтобы начало школьного обучения стало стартовой точкой нового этапа развития, ребенок должен быть готов к новым формам сотрудничества со взрослыми, в противном случае дошкольная линия развития тормозится, а школьная не может полноценно начаться. Неготовность ребенка к школе обычно запоздало обнаруживается в фактах неуспеваемости, в школьных неврозах и повышенной школьной тревожности. Иногда эти явления смягчаются к концу второго года обучения, но часто сохраняются и надолго закрепляются [1, c 12].
Под готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психофизиологического развития ребенка для усвоения школьной программы при определенных условиях обучения. Готовность ребенка к школьному обучению – это один из важнейших итогов развития в период дошкольного детства. Изучение проблемы взаимосвязи психологической готовности к обучению в школе и типа межполушарной асимметрии мозга важно для разрешения вопросов возникающих в педагогической практике, связанных с необходимостью формирования оптимального уровня психологической готовности, предпосылки к успешному вхождению ребенка в процесс обучения при поступлении в первый класс.
В психолого-педагогической литературе отмечается, что сформированность высших психических функций обеспечивается функциональной зрелостью мозговых структур и функциональных систем. К центральным психофизиологическим особенностям ребенка относится функциональную асимметрию головного мозга. В литературе последних лет, в частности по детской психологии и физиологии, большое внимание уделяется сравнению правшей и левшей.
Цель дипломной работы состоит в изучении особенностей психологической готовности к обучению в школе и путей ее формирования у детей с разной межполушарной асимметрией головного мозга.
Объект исследования - психологическая готовность детей к школьному обучению.
Предмет исследования - особенности формирования психологической готовности у детей с различной межполушарной асимметрией головного мозга.
Теоретический анализ проблемы позволил выдвинуть следующую гипотезу: дети шестилетнего возраста с различной межполушарной асимметрией мозга различаются по уровню развития психологической готовности их к школьному обучению, учет межполушарной асимметрии мозга ребенка в процессе подготовки к школьному обучению обеспечит более высокий уровень развития психологической готовности.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования позволяют сформулировать следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы выявить
составляющие психологической готовности к обучению в школе и характерные их особенности у детей с разной межполушарной асимметрией.
- Выделить подходы к организации деятельности, направленной на формирование психологической готовности.
- Изучить особенности психологической готовности у детей с разной межполушарной асимметрией головного мозга.
- Разработать и апробировать программу занятий, направленных на формирование психологической готовности к обучению в школе детей с разной межполушарной асимметрией.
- Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.
Методологической основой исследования являются теории личности, разработанные в отечественной психологии Л.И.Божович, А.Н.Леонтьевым, А.В.Петровским, В.А.Петровским, С.Л.Рубинштейном; подходы к формированию психологической готовности к школьному обучению, основанные на трудах Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Л.И.Лисиной. Учитывались также положения гуманистических теорий личности К.Роджерса и А.Маслоу. Были проанализированы исследования по межполушарной асимметрии мозга следующих ученых: Батуева А.С., Грибова Ю.А., Сперри Р., Хомской Е.Д. и др.
Методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
- психолого–педагогический эксперимент;
- качественная и количественная обработка результатов исследования.
Практическая значимость дипломной работы заключается в разработке системы занятий для оптимизации психологической готовности к школьному обучению, составленной с учетом типов межполушарной асимметрии головного мозга у детей шестилетнего возраста.
База исследования: опытно-экспериментальная работа проводилось на базе муниципального детского сода № 83 г. Иркутска. В опытно-экспериментальной работе принимали участие 15 детей в возрасте 5-6 лет.
Структура дипломной работы: введение, 2 главы, заключение и приложение. В работе представлено 1 рис. и 11 таблиц. Общий объем работы оставляет 60 с. машинописного текста.