Формирование у младших школьников культуры труда в процессе выполнения практических работ на уроках технологии
Содержание
Введение..................................................................................................... 3
Глава I. Формирование у младших школьников организационных
умений......................................................................................................... 6
1.1. Понятие «умение» и «навык», классификация общеучебных
умений.......................................................................................................... 6
1.2. Сущность понятия «умение учиться»............................................... 15
Выводы по I главе........................................................................................ 19
Глава II Формирование культуры труда на уроках технологии
(труда).......................................................................................................... 22
2.1. Понятие «культура труда».................................................................... 22
2.2. Роль кабинета трудового обучения в формировании у учащихся организационных умений.......................................................................................................... 31
Выводы по II главе...................................................................................... 40
Глава III. Результаты опытной работы, проведенной в период преддипломной практики..................................................................................................... 42
3.1. Контактирующий этап........................................................................... 42
3.2. Программа формирующего этапа......................................................... 45
3.3. Сравнительный анализ результатов опытной работы.......................... 56
Выводы по III главе..................................................................................... 60
Заключение................................................................................................ 61
Список литературы................................................................................... 63
Введение
Тема: Формирование у младших школьников культуры труда в процесса выполнения практических работ на уроках технологии (труда)
Проблема формирования культуры труда сохраняет свою актуальность в настоящее время не только потому что составляет основу общей культуры личности, формирование которой актуально во все времена, но и потому что культура труда формирует у ребенка умения учиться и в большей степени учебно-организационного умения.
В многочисленных исследованиях, посвященных проблеме формирования общекультурных умений установлено, что среди существующего множества вариантов причин, порождающих неуспеваемость, всегда существует недостаточная сформированность общеучебных умений, затрудняющая дальнейшее продвижение в учении и еще более снижающая ее результативность.
Исследования ученых Г.М. Сосниной, Д.И. Кузьминой, В.К. Бахир в школах показали, что главной причиной учебной недисциплинированности является не сформированность у младших школьников учебно-организационных умений.
Интенсивное становление учебной деятельности приходится на младший школьный возраст, поэтому есть все основания считать, что формирование культуры труда и входящих в нее учебно-организационных умений должно осуществляться в процессе выполнения учащимися практических работ, в том числе и на уроках технологии (труда).
Цель исследования – определить условия формирования организационных умений, разработать и апробировать систему практических работ по технологии направленных на формирование у учащихся культуры труда.
Объект исследования – процесс трудового обучения.
Предмет исследования – формирование у младших школьников культуры труда.
Гипотезой является предположение о том, что успешность выполнения практических работ младшими школьниками на уроках технологии (труда) зависит от сформированности у них культуры труда.
Для проверки гипотезы и достижения цели были поставлены следующие задачи:
- Анализ специальной литературы по проблеме формирования у младших школьников культуры труда.
- Рассмотреть условия развития организационных умений.
- Разработать блок практических работ по технологии, направленных на формирование у младших школьников культуры труда.
В исследовании применялись следующие методы:
- Теоретические – изучение и анализ теорико-методологической литературы
- Эмпирические – наблюдение; изучение и анализ продуктов деятельности учащихся.
Методологическая основа. Осмысление социально-педагогического значения проблемы формирования общеучебных умений развертывалось постепенно. В школах накапливался опыт решения проблемы как средства совершенствования учебно-воспитательного процесса в целом. Развитию данной проблемы способствует теорико-методологические труды психологов (Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.В. Лурия, П.Я. Гальперина, В.В. Давдова, Б.П. Ешпова, Б.П. Лихачева, М.Н. Скаткина, П.Н. Филонова, И.Ф. Харламова и др).
Существенный вклад в этот процесс внесен разносторонними теорико-методологическими исследователями Ю.К. Бабанского, Л.Ю. Гордина, М.Д. Зверева, Л.Я. Зориной, В.С. Ильина, В.В. Краевского, Ю.А. Конаржевского, В.М. Коротова, И.Я. Лернер, Н.А. Лошкаревой, М.И. Махмутова и др.
Дидактико-методологические варианты обучения отдельным умениям, навыкам в границах разных учебных дисциплин предложены Е.П. Бриковт, Т.П. Герасимовой, Н.И. Запорожец, Т.А. Ладыженской, А.Ф. Никитиным, В.Н. Руденко, А.В. Усовой.
В работах Ш.А. Амонашвили, А.Е. Дмитриева, М.Ф. Львова, Т.К. Чекмаревой показаны основы формирования общеучебных умений и навыков в системе начальной школы.
Практическая значимость работы состоит в том, что разработанные нами уроки можно использовать в дальнейшей профессиональной деятельности.
База исследования: г. Иркутск, школа №18, 4 Д класс.