Формирования положительной мотивации учения в младшем школьном возрасте
Содержание
Введение……………………………………………………………………. |
2 |
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования положительной мотивации учения в младшем школьном возрасте……………… |
4 |
1.1. Категория мотивации в психологической науке……………………… |
4 |
1.2. Учебная мотивация и ее формирование в младшем школьном возрасте………………………………………………………………………… |
8 |
1.3. Понятие педагогической деятельности и классификация стилей педагогической деятельности…………………………………………….…… |
18 |
Выводы……………………………………………………………………… |
26 |
Глава 2. Опытная работа по изучению влияния стиля педагогической деятельности на формирование учебной мотивации младших школьников……………………………………………………………………….……. |
28 |
2.1.1. Организация опытной работы по апробированию и анализу первичной диагностики, направленной на изучение мотивации младших школьников…………………………………………………………………. |
28 |
2.1.2. Анализ и исследование стилей педагогической деятельности…... |
32 |
2.2.1. Формирующий этап…………………………………………………… |
33 |
2.2.2. Контрольный этап диагностики по изучению мотивации и сравнительному анализу с первоначальным этапом диагностики…………... |
35 |
2.3. Рекомендации по коррекции мотивации учения младших школьников……………………………………………………………………….……. |
39 |
Выводы………………………………………………………………………... |
41 |
Заключение…………………………………………………………………. |
43 |
Список литературы………………………………………………………… |
45 |
Приложение………………………………………………………………… |
47 |
Введение
Проблема организации психологических условий, способствующих формированию положительной мотивации учения младших школьников, занимает внимание, как теоретиков, так и практиков, учителей, педагогов-психологов. Педагогу важно сохранить и увеличить интерес детей к школе. Ему важно знать, какие мотивы учебной деятельности наиболее значимы для ребенка на данном этапе, чтобы с учетом этого строить свое обучение. Известно, что для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставят перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им.
Психологические исследования свидетельствуют о наличии у большинства детей желания учиться к моменту поступления в школу. Однако, к сожалению, нередко приходится наблюдать, что уже к середине учебного года у первоклассников гаснет радостное ожидание учебного дня. В связи с этим возникает необходимость задуматься о создании условий, при которых ребенку будет интересно учиться в школе. В литературе достаточно подробно раскрыты стиль семейного воспитания, самооценка, успешность учебной деятельности как факторы определяющие формирование положительной мотивации учения. Авторы, занимающиеся изучением этой проблемы – это Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубенштейн, В. Г. Асеев, Л. И. Божович, и многие другие ученые уделяют внимание стилям педагогической деятельности как факторам, оказывающим влияние на формирование учебной мотивации.
Мы выдвинули гипотезу, что если создавать ситуации успеха: хвалить на уроке детей, давать задания посильные детям, спрашивать и наводящими вопросами помогать отвечать на поставленные учителем вопросы, проводить уроки в различных формах, например, в форме игры, то это эффективно влияет на развитие учебной мотивации.
В связи с этим целью нашего исследования является определение зависимости сформированности высокой внутренней учебной мотивации у младших школьников от стиля педагогической деятельности.
Объектом нашего исследования является процесс формирования учебной мотивации младших школьников.
Предметом исследования является влияние стилей педагогической деятельности учителя на формирование учебной мотивации в младшем школьном возрасте.
Для реализации поставленной цели нами необходимо было решить следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования учебной мотивации младших школьников и ее зависимости от стиля педагогической деятельности учителя.
2. Апробировать программу исследования учебной мотивации у младших школьников и влияние на нее стиля педагогической деятельности.
3. Разработать методические рекомендации по формированию положительной учебной мотивации детей.
Для получения необходимой информации мы исследовали следующие методы:
- теоретический метод, заключающийся в анализе психолого-педагогической литературы;
- эмпирические методы (опросник «Стили педагогической деятельности» и методика «Цветной калейдоскоп» для выявления любимых и нелюбимых предметов).
Практическая значимость исследования заключается в использовании учителями начальных классов предлагаемых рекомендаций по корректированию стилей педагогической деятельности с целью формирования учебной мотивации младших школьников.
Методологической основой изучения мотивации учения в младшем школьном возрасте занимались: Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубенштейн, В. Г. Асеев, Л. И. Божович, К. Левин, А. Н. Леонтьев, А. Маслоу, З. Фрейд, П. М. Якобсон.