pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Формирования положительной мотивации учения в младшем школьном возрасте


Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….

2

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования положительной мотивации учения в младшем школьном возрасте………………

 

4

1.1. Категория мотивации в психологической науке………………………

4

1.2. Учебная мотивация и ее формирование в младшем школьном возрасте…………………………………………………………………………

 

8

1.3. Понятие педагогической деятельности и классификация стилей педагогической деятельности…………………………………………….……

 

18

Выводы………………………………………………………………………

26

Глава 2. Опытная работа по изучению влияния стиля педагогической деятельности на формирование учебной мотивации младших школьников……………………………………………………………………….…….

 

 

28

2.1.1. Организация опытной работы по апробированию и анализу первичной диагностики, направленной на изучение мотивации младших школьников………………………………………………………………….

 

 

28

2.1.2. Анализ и исследование стилей педагогической деятельности…...

32

2.2.1. Формирующий этап……………………………………………………

33

2.2.2. Контрольный этап диагностики по изучению мотивации и сравнительному анализу с первоначальным этапом диагностики…………...

 

35

2.3. Рекомендации по коррекции мотивации учения младших школьников……………………………………………………………………….…….

 

39

Выводы………………………………………………………………………...

41

Заключение………………………………………………………………….

43  

Список литературы…………………………………………………………

45

Приложение…………………………………………………………………

47

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Проблема организации психологических условий, способствующих формированию положительной мотивации учения младших школьников, занимает внимание, как теоретиков, так и практиков, учителей, педагогов-психологов. Педагогу важно сохранить и увеличить интерес детей к школе. Ему важно знать, какие мотивы учебной деятельности наиболее значимы для ребенка на данном этапе, чтобы с учетом этого строить свое обучение. Известно, что для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставят перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им.

Психологические исследования свидетельствуют о наличии у большинства детей желания учиться к моменту поступления в школу. Однако, к сожалению, нередко приходится наблюдать, что уже к середине учебного года у первоклассников гаснет радостное ожидание учебного дня. В связи с этим возникает необходимость задуматься о создании условий, при которых ребенку будет интересно учиться в школе. В литературе достаточно подробно раскрыты стиль семейного воспитания, самооценка, успешность учебной деятельности как факторы определяющие формирование положительной мотивации учения. Авторы, занимающиеся изучением этой проблемы – это Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубенштейн, В. Г. Асеев, Л. И. Божович, и многие другие ученые уделяют внимание стилям педагогической деятельности как факторам, оказывающим влияние на формирование учебной мотивации.

Мы выдвинули гипотезу, что если создавать ситуации успеха: хвалить на уроке детей, давать задания посильные детям, спрашивать и наводящими вопросами помогать отвечать на поставленные учителем вопросы, проводить уроки в различных формах, например, в форме игры, то это эффективно влияет на развитие учебной мотивации.

В связи с этим целью нашего исследования является определение зависимости сформированности высокой внутренней учебной мотивации у младших школьников от стиля педагогической деятельности.

Объектом нашего исследования является процесс формирования учебной мотивации младших школьников.

Предметом исследования является влияние стилей педагогической деятельности учителя на формирование учебной мотивации в младшем школьном возрасте.

Для реализации поставленной цели нами необходимо было решить следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования учебной мотивации младших школьников и ее зависимости от стиля педагогической деятельности учителя.

2. Апробировать программу исследования учебной мотивации у младших школьников и влияние на нее стиля педагогической деятельности.

3. Разработать методические рекомендации по формированию положительной учебной мотивации детей.

Для получения необходимой информации мы исследовали следующие методы:

  • теоретический метод, заключающийся в анализе психолого-педагогической литературы;
  • эмпирические методы (опросник «Стили педагогической деятельности» и методика «Цветной калейдоскоп» для выявления любимых и нелюбимых предметов).

Практическая значимость исследования заключается в использовании учителями начальных классов предлагаемых рекомендаций по корректированию стилей педагогической деятельности с целью формирования учебной мотивации младших школьников.

Методологической основой изучения мотивации учения в младшем школьном возрасте занимались: Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубенштейн, В. Г. Асеев, Л. И. Божович, К. Левин, А. Н. Леонтьев, А. Маслоу, З. Фрейд, П. М. Якобсон.


Возврат в  Заказать эту работу