Экскурсия в лес как средство экологического воспитания младших школьников
Содержание
Введение..................................................................................................... ….3
Глава I. Теоретическое обоснование экологического
воспитания младших школьников................................................ ….6
1.1. Возрастные особенности младших школьников
при взаимодействии с окружающим миром…………………………..6
1.2. Сущность экологического воспитания…………………………….........7
1.3. Проблемы и перспективы экологического воспитания………….......10
1. 4 Экологическое воспитание в начальной школе............................. ....12
1.5. Экологическое воспитание у младших школьников
на уроках естествознания ………………………………………………..14
Выводы по I главе...................................................................................... …17
Глава II. Методика организации и проведения экскурсии в лес
по естествознанию в начальной школе ……………………………..19
2.1. Значение экскурсии в лес…………………………………………………19
2.2. Требования к проведению экскурсии в лесу..................................... …20
2.3. Подготовка учителя к экскурсии в лес............................................... …22
2.4. Подготовка учащихся к экскурсии в лес............................................ …24
2.5. Правила поведения в лесу на экскурсии........................................... …25
2.6. Организация наблюдений учащихся на экскурсиях в лес
в разные времена года……………………………………………………..26
2.6.1. Экскурсия в природу осенью………………………………….26
2.6.2. Экскурсия в природу зимой……………………………….......30
2.6.3. Экскурсия в природу весной…………………………………..31
2.7. Обработка материалов экскурсии…………………………………………32
Выводы по II главе..................................................................................... ....33
Глава III. Диагностика и анализ результатов опытной работы................ …34
3.1. Вводная диагностика........................................................................... …34
3.2. Разработка и проведение опытной работы......................................... …37
3.3. Итоговая диагностика.......................................................................... …40
Выводы по III главе.................................................................................... …40
Заключение................................................................................................. …42
Литература.................................................................................................. …44
Приложение................................................................................................ …46
Введение
Создание нового отношения человека к природе – задача не только социально – экономическая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной проблемы является экологическое воспитание, начинать которое надо с раннего детского возраста, так как в это время приобретенные знания должны в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
В системе обучения и воспитания оно должно носить характер непрерывного и целенаправленного процесса, цель которого сделать каждого человека экологически грамотным.
Вопрос экологического воспитания подрастающего поколения является далеко не маловажным и для нашего региона, так как в настоящее время Иркутская область представляет собой промышленно развитый регион. Экологическое образование и воспитание должны формировать целостную систему, охватывающую всю жизнь человека, ставя своей целью формирование сознания, мировоззрения, основанного на представлении о единстве с природой, одним из средств которой является экскурсия. Поэтому у учащихся необходимо формировать понятие о природе как системе, в которой все ее элементы взаимодействуют в круговороте веществ и энергии, постоянно совершаются процессы самовоспроизведения и тем самым поддерживаются нормальные биофизические и биохимические условия жизни на Земле. Важно, чтобы учащиеся осознали, что практическая деятельность человека, его воздействие на природу может протекать благополучно для человека на основе познания ее законов. В настоящее время делается упор на формирование эколого-этической позиции, опора на эмоции и чувства детей в процессе познания окружающего мира.
Действительно, уже является аксиомой положение о том, что человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной средой. Это взаимодействие становится все более актуальным по мере роста самостоятельности ребенка и расширение сфер его деятельности. Более того, его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношение с природой. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап школьного обучения, когда стихийные знания о культуре взаимоотношений с природной средой систематизируются и обобщаются.
Особая роль в решении данной проблемы отводится начальной школе, так как именно в ней закладываются основы экологического мировоззрения, формирование которого является главной задачей экологического воспитания. Экологическое воспитание формируется под руководством учителя начальных классов, который пользуется у младших школьников непререкаемым авторитетом, протекает более плодотворно.
В настоящее время существуют различные подходы к экологическому воспитанию младших школьников, разработаны учебно–методические комплексы. В них по-разному ставятся и решаются проблемы сочетания экологического воспитания, идет поиск и создание системы экологических знаний, включенных в единую систему образования.
Особое внимание к проблемам экологического воспитания для детей младшего школьного возраста можно объединить двумя основными причинами: необходимостью рассматривать экологическое воспитание как непрерывный и систематический процесс в течение всего периода обучения и актуальностью формирования элементарной экологической культуры в наиболее благоприятный период взаимодействия ребенка с природой. Таким образом, взаимодействием может являться экскурсия в лес.
Тема дипломной работы «Экскурсия в лес как средство экологического воспитания младших школьников».
Цель дипломной работы – изучить возможность использовать экскурсию в лес как наиболее эффективное средство экологической воспитанности младших школьников.
Объект исследования: процесс экологического воспитания в начальной школе.
Предмет исследования: экскурсия в лес как средство экологического воспитания младших школьников.
Гипотеза: предполагаем, что экскурсия в лес является одним из наиболее эффективных средств экологического воспитания младших школьников.
Данная цель исследования определила постановку следующих задач:
- Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме экологического воспитания младших школьников.
- Раскрыть теоретическое обоснование экологического воспитания, исходя из особенностей младшего школьного возраста
- Разработать, провести и проанализировать зимнюю экскурсию в лес.
В соответствии с поставленными задачами в исследованиях использовались следующие методы:
- Теоретические: теоретико-методологический анализ психолого-педагогической и методической литературы по изученной теме, изучение передового опыта учителей по экологическому воспитанию в начальной школе, моделирование.
- Эмпирические: анкетирование, анализ, синтез, сравнение, обобщение, беседа и наблюдение, математические методы обработки собранных материалов (подсчет данных опытной работы, оформление протоколов).
База исследования МОУ СОШ № 38, 2 «А» класс в количестве 24 человек. Сроки: ноябрь-декабрь 2003 года.
Структура работы:
Введение. Во введении раскрывается актуальность проблемы экологического воспитания, обосновывается выбор темы исследования, определяется объект и предмет, сформулированы цель, задачи, указаны методы, используемые при исследовании, прописана структура работы.
I глава. В I главе раскрывается теоретические основы формирования экологического воспитания в начальной школе, проблемы и перспективы, возрастные особенности младших школьников при взаимодействии с окружающим миром.
II глава. Во II главе раскрывается методика организации и проведения экскурсии в лес по естествознанию в начальной школе: значение экскурсий, требования к проведению, подготовка учителя и учащихся к экскурсии, правила поведения в лесу, организация наблюдения учащимися на экскурсии в разные времена года, обработка материалов наблюдения на экскурсии.
III глава. III глава посвящена анализу проведения опытной работы по теме исследования, описанию результатов входной и выходной диагностики.
Заключение. В заключении формируются общие выводы по результатам проведения экскурсии в лес по естествознанию в начальной школе как средство экологического воспитания младших школьников.
Литература.
Приложение.
Данная проблема в различных аспектах изучаются учеными и педагогами. Теоретические основы формирования ответственного отношения детей к природе определены в трудах отечественных педагогов С.Т. Шатского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, М.П. Щетинина.
Непосредственно формированию экологических знаний посвящены отдельные педагогические и психологические работы С.Д. Дерябо, Е.В. Дзятковского, А.Н. Захлебного, И.Ф. Зверева, А.А. Плешакова, В.А. Ясвина и др.