Экскурсия в лес как способ формирования нравственной жизненной позиции школьников
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы формирования нравственной жизненной позиции младших школьников в курсе «Окружающий мир»……………………………………………………………7
1.1. Роль воспитания в становлении нравственной жизненной позиции…………………………………………………………………………….7
1.2. Методика организации и проведения экскурсии в лес по природоведению в начальной школе…………………………………………..13
Вывод по I главе…………………...…………………………………………….28
Глава II. Организация и проведение опытной работы в период преддипломной практики..………………………………………………….30
2.1. Результаты опытной работы на констатирующем этапе…………….…..30
2.2. Разработка программы формирующего этапа опытной работы………...35
Выводы по главе II……………………………………………………………...38
Заключение……………………………………………………………………...40
Литература………………………………………………………………………42
Приложение…………………………………………………………………………………45
Введение
Создание нового отношения человека к природе – задача не только социально-экономическая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой.
В системе обучения и воспитания нравственное воспитание должно носить характер непрерывного и целенаправленного процесса, цель которого сделать каждого человека нравственно грамотным.
Проблема нравственности в отношении человека к природе и людям, сформированность экологического сознания – актуальный вопрос нашего времени. Мы стоим на стыке времён, где старую культуру уже разрушили, но ещё не построили новую. Для становления экологического сознания через воспитание эстетического отношения к природе необходима пропаганда эстетического, чувственного восприятия окружающей среды, понимание собственной ценности природы, её биологического разнообразия во всём его разнообразии. С другой стороны, и сама красота природы способствует проявлению нравственных чувств, любовь и милосердие, делает человека чище, благороднее.
Нравственное воспитание должно формировать целостную систему, охватывающую всю жизнь человека, ставя своей целью формирование сознания, мировоззрения, основанного на представлении о единстве с природой, одним из средств которой является экскурсия. Поэтому у учащихся необходимо формировать понятие о природе как системе, в которой все её элементы взаимодействуют в круговороте веществ и энергии постоянно совершаются процессы самовоспроизведения и тем самым поддерживаются нормальные биофизические и биохимические условия жизни на Земле. Важно, чтобы учащиеся осознали, что практическая деятельность человека, его воздействие на природу может протекать благополучно для человека на основе познания её законов. В настоящее время делается упор на формирование эколого-эстетической позиции, опора на эмоции и чувства детей в процессе познания окружающего мира.
Действительно, уже является аксиомой положение о том, что человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной средой. Это взаимодействие становится всё более актуальным по мере роста самостоятельности ребёнка и расширения сфер его деятельности. Более того, его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому так важен в нравственном воспитании начальный этап школьного обучения, когда стихийные знания о культуре взаимоотношений с природной средой систематизируются и обобщаются.
Особое внимание к проблемам нравственного воспитания для детей младшего школьного возраста можно объединить двумя основными причинами: необходимостью рассматривать нравственное воспитание как непрерывный и систематический процесс в течение всего периода обучения и актуальностью формирования элементарной культуры в наиболее благоприятный период взаимодействия ребёнка с природой. Таким образом, взаимодействием может являться экскурсия в лес.
Тема дипломной работы «Экскурсия в лес как способ формирования нравственной жизненной позиции у младших школьников».
Цель дипломной работы – разработать и провести экскурсии по природоведению.
Объект исследования: процесс формирования нравственной жизненной позиции.
Предмет исследования: экскурсия в лес как способ формирования нравственной жизненной позиции у младших школьников.
Гипотеза: мы предполагаем, что экскурсия в лес является наиболее эффективным средством формирования нравственной жизненной позиции у младших школьников.
Данная цель исследования определила постановку следующих задач:
- Проанализировать психологическую и педагогическую литературу, а также передовой педагогический опыт по формированию нравственной жизненной позиции у младших школьников.
- Провести опытную работу в школе в период преддипломной практики.
В соответствии с поставленными задачами в исследованиях использовались следующие методы:
- Теоретические: теоретико-методологический анализ психолого-педагогической и методической литературы по изученной теме, изучение передового опыта по формированию нравственной жизненной позиции у младших школьников, проектирование результатов.
- Эмпирические: анкетирование, анализ, обобщение, беседа и наблюдение.
База исследования МОУ СОШ № 29, 4 «А» класс в количестве 23 человек. Сроки: с 4 апреля по 30 апреля 2005 года.
Структура работы:
Введение. Во введении раскрывается актуальность проблемы формирования нравственной жизненной позиции, обосновывается выбор темы исследования, определяется объект и предмет, сформулированы цель, задачи, указаны методы, используемые при исследовании, прописана структура работы.
I глава. В I главе раскрываются идеи нравственных деятелей педагогики, сущность нравственного воспитания. Прописано как осуществляется нравственное воспитание в процессе учебной деятельности, какие актуальные проблемы глобальной нравственности существуют на пути становления нравственного императива XXI века. Рассматривается экологическое воспитание как компонент нравственного воспитания.
Также раскрывается методика организации и проведения экскурсии в лес по природоведению в начальной школе это: значение экскурсии в лес, требования к проведению экскурсии, подготовка учителя и учащихся, правила поведения в лесу, обработка материалов экскурсии. Делаются выводы по главе.
II глава. В II главе описывается организация и проведение опытной работы в период преддипломной практики. Глава включает в себя результаты опытной работы на констатирующем этапе и разработку программы формирующего этапа опытной работы. Делаются выводы по главе.
Заключение. В заключении прописываются вывод по всей проделанной работе.
Литература.
Приложение.
При разрешении выдвинутой проблемы мы опирались на научные положения, рассмотренные психологами и педагогами: Я.А.Коменского, Г.Песталоцци, И.Гербард, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского, А.С.Макаренко.
Данная практическая работа может применяться учителями школ, а также студентами при прохождении практики.