Экскурсия в природу в 1 классе как способ формирования экологических знаний младших школьников
СОДЕРЖАНИЕ
Введение..................................................................................................... 3
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты детей младшего школьного возраста уроках естествознания в классах КРО....................................................... 7
1.1. Сущность и задачи «коррекционно-развивающего обучения» 7
1.2. Особенности детей младшего школьного возраста «группы риска» как субъект организации учебно-познавательной деятельности............. 10
1.3. Особенности деятельности детей «группы риска» на уроках естествознания в классах КРО....................................................................................... 14
Глава 2. Методика организации и проведения экскурсий в природу по естествознанию.................................................................................................................... 18
2.1.Значение экскурсии...................................................................... 18
2.2. Требования к проведению экскурсии в природу........................ 19
2.3. Подготовка учителя к экскурсии................................................. 23
2.4. Подготовка учащихся к экскурсии.............................................. 25
2.5. Правила поведения в природе на экскурсии............................... 28
2.6. Организация наблюдений учащихся на экскурсиях в природу в разные времена года....................................................................................... 29
2.6.1. Экскурсия в природу осенью................................................. 32
2.6.2. Экскурсия в природу зимой................................................... 34
2.6.3. Экскурсия в природу весной.................................................. 36
2.7. Обработка материалов экскурсии............................................... 37
Вывод:......................................................................................................... 38
Глава 3. Зимняя экскурсия в природу в 1 классе...................................... 39
Заключение................................................................................................. 44
Литература.................................................................................................. 46
Приложения................................................................................................ 48
ВВЕДЕНИЕ
«Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и подержать в руках…
Послушать…
Понюхать…
И, может быть, попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу
Найти самостоятельно!
Только, пожалуйста, не торопи меня!»
(Роберт Риклефс)
Природа является местообитанием человека и источником всех благ, необходимых ему для жизни и производственной деятельности.
Человек – часть природы, ее порождение, он может производить, только используя ее ресурсы, жить только в тех природных условиях, к которым генетическим приспособлен.
Экологическое образование как педагогический процесс необходимо осуществлять в соответствии с законами развития детского организма, в единстве и согласии с природой, заботясь о ней как о среде жизни, как об источнике здоровья, духовного и физического развития человека.
Организм ребенка младшего школьного возраста представляет собой наиболее благоприятную почву ля становления и развития у него многократных отношений с миром – миром природы и общества. Причем в создании ребенка впечатления и знания об окружающем мире, о людях, животных, растениях, о неживой природе – не просто преломляются, они формируют его отношение к миру, влияют на его нравственные качества. Ребенок адаптируется к жизни и жадно впитывает разнообразные впечатления. Особенный интерес у ребенка вызывает природа – жизнь в лесу, водоеме, на лугу, во дворе, у дома. Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего мир природы с безграничными богатствами явлений, с неисчерпаемой красотой. Именно поэтому в школе большое внимание уделяется проведению экскурсии в природу.
На экскурсии ребенок восторгается красотой природы. Краски, формы, звуки, ароматы природы удивительно разнообразны. Жуки, бабочки, стрекозы, цветы многообразны по форме и оттенкам, листья, узорные снежинки, сверкающие капли росы – все это так красиво, и все это вызывает интерес и восторг у ребенка.
Младший школьник – это ребенок «почемучка». Ребенок «почемучка» – это исследователь. Его интересует не столько названия предметов и явлений, кто это и что это. Его интересует множество «почему?» Почему происходит смена времен года? Почему заяц зимой белый, а летом серый? Почему медведь зимой спит? Почему кузнечики зеленые? Почему у медуницы цветки разного цвета? и т.п. множество «почему», на которые младший школьник стремится и должен получить ответ. Но не в готовом виде. Иначе ребенок теряет интерес ко всему окружающему.
Контакты с природой на экскурсиях являются важнейшим средством и условием формирования отзывчивого и ответственного отношения младших школьников к ее объектам и явлениям. Только непосредственное отношение с природой, ее восприятие способствуют развитию у детей чувства природы, формированию культуры поведения, создание образов окружающего мира. Природа дарит ребенку прекрасные, незабываемые минуты духовного и физического отдыха и здоровья. Они осваивают правила поведения в природе на отдыхе, собирая ягоды, грибы, лекарственные растения, и учатся быть хозяевами своего дома. Осваивая нормы и правила поведения, ребенок готовится к взрослой жизни, к самостоятельному труду на благо природы и общества.
Поэтому у учащихся необходимо сформировать понятие о природе как системе, в которой все ее элементы взаимодействуют в круговороте веществ и энергии, постоянно совершаются процессы самовоспроизведения и тем самым поддерживаются нормальные биофизические и биохимические условия жизни на Земле.
Важно, чтобы учащиеся осознали, что практическая деятельность человека, его воздействие на природу может протекать благополучно для человека на основе познания ее законов.
Экологическое образование должно осуществляться с раннего детства. В системе обучения оно должно носить характер непрерывного и целенаправленного процесса, цель которого – сделать каждого человека экологически грамотным.
Тема дипломной работы «Экскурсия в природу в 1 классе как способ формирования экологических знаний младших школьников».
Цель дипломной работы – показать возможность необходимости проведения экскурсии в начальной школе и ее влияние на формирование экологического образования младших школьников.
Задачи:
- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме экологического образования и воспитания младших школьников.
- Изучить специфику развития и психологическую характеристику детей в классах коррекции.
- Познакомить с методикой организации и проведения экскурсии.
- Разработать, провести и проанализировать один из видов экскурсии.
- Раскрыть необходимость воспитывать у детей бережное и ответственное отношение к природе, понимание ее законов, взаимодействие природы и человека.
Объект исследования: экскурсии в природу.
Предмет исследования: экскурсия в природу как способ формирования экологических знаний младших школьников.
Гипотеза: мы предполагаем, что с помощью экскурсии в природу возможно формирование экологических знаний младших школьников.
В исследовании применялись следующие методы:
- Теоретико-методологический анализ научной литературы по изученной теме.
- Изучение передового опыта учителей по экологическому образованию и воспитанию в начальной школе.
- Проведение экскурсии с учащимися 1 класса.
В этой работе я хочу показать эффективность использования экскурсии в природу в экологическом образовании младших школьников.
Просмотрев и проработав большое количество литературы по данной теме я увидела, что в школе большое внимание уделяется изучению природы.