Использование электронного учебника на факультативных занятиях по информатике в 7 классе
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………..………. |
3 |
1. Цели и задачи проекта…………………………………………………….... |
3 |
2. Электронный учебник как современное средство обучения…………...... |
5 |
2.1 Отличительные особенности электронного учебника............……... |
5 |
2.2 Требования, предъявляемые к электронному учебнику………….…... |
7 |
3. Электронный учебник «Компьютерная графика»………………….…….. |
10 |
3.1 Структура учебника……………………………………………………….… |
10 |
3.2 Технические характеристики учебника………………………………….. |
12 |
3.3 Руководство по эксплуатации электронного учебника «Компьютерная графика»…………………………………………………….......... |
12 |
4. Разработка факультатива по информатике в 7 классе по теме «Компьютерная графика» на основе электронного учебника…………........ |
15 |
4.1 Факультатив, как форма организации учебного процесса…………... |
15 |
4.2 Факультатив «Компьютерная графика»……………………………….. |
17 |
Список литературы……………………………………………………………. |
21 |
Приложение………………………………………………………………......... |
23 |
Пояснительная записка к дипломному проекту
«Использование электронного учебника в 7 классе на факультативных занятиях по информатике по теме «Компьютерная графика».
1. Цели и задачи проекта.
«Есть перспективное эффективное образование – будет и эффективное государство». В этой краткой фразе из выступления Президента Российской Федерации В.В. Путина на VII съезде Российского союза ректоров в декабре 2002 года выражена вся суть современной государственной политики в области образования, признание ведущей системообразующей роли образования в строительстве новой России. Поэтому сегодня главный вопрос: как сделать образование эффективным?
Ответом на него стало то, что модернизация российского образования была официально признана генеральной, стратегической линией государственной политики Российской Федерации в области образования в предстоящее десятилетие. Одной из приоритетных задач модернизации является расширение и повышение эффективности мер, направленных на информатизацию системы образования, в первую очередь, в рамках Федеральной Целевой Программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)».
В качестве приоритетов реализации Программы на 2002 год решением коллегии Министерства образования России от 28.02.2002 № 4 был определен ряд задач, в которые входит необходимость создания электронных учебников по всем дисциплинам базового учебного плана.
Темой курсового проекта была «Разработка электронного учебника для компьютерной поддержки урока информатики в 7 классе по Компьютерной графике». В рамках курсового проекта такой учебник был разработан. Но, как любой учебник, он нуждается в методическом обеспечении. Это и определило тему дипломного проекта – «Использование электронного учебника в 7 классе на факультативных занятиях по информатике по теме “Компьютерная графика”».
Выбор темы связан с противоречием между необходимостью наглядного обеспечения уроков информатики в 7 классе и недостаточностью таких наглядных пособий и их методического обеспечения. Перед нами встала проблема разработки факультативного курса по информатике по теме «Компьютерная графика» и адаптация разработанного нами электронного учебника «Компьютерная графика» на факультативных занятиях в рамках этого курса.
Электронный учебник необходим для самостоятельной работы учащихся потому, что он облегчает понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала: индуктивный подход, воздействие на эмоциональную память и т.п.; допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями; исполняет роль бесконечно терпеливого наставника, предоставляя практически неограниченное количество разъяснений, повторений, подсказок и прочего; позволяет преподавателю проводить занятие в форме самостоятельной работы за компьютерами, оставляя за собой роль руководителя и консультанта. Учебник необходим учащемуся, поскольку без него он не может получить прочные и всесторонние знания и умения по данному предмету.
Если курсовой проект мы адресовали и ученикам и учителям, то дипломный проект должен быть адресован только учителям. Поэтому вполне понятной становится цель данной работы: создать электронный учебник «Компьютерная графика» и разработать методическое обеспечение по его применению на факультативных занятиях по информатике в 7 классе.
Объектом исследования является использование электронного учебника «Компьютерная графика» при организации факультативных занятий. Предметом этого исследования стало содержание электронного учебника и организация работы с ним.
В работе выдвинуто предположение, что качественно разработанный электронный учебник может существенно повысить эффективность занятий факультатива.
В соответствии с целью и принятой гипотезой были выдвинуты следующие задачи:
- Изучить научно-методическую литературу по созданию электронных учебников; компьютерной графике; педагогике; пособия по работе с графическими приложениями.
- Ознакомиться с содержанием и структурой курса информатики в 7 классе.
- Разработать электронный учебник «Компьютерная графика».
- Разработать план работы факультатива.
- Создать методическое обеспечение к электронному учебнику «Компьютерная графика» и применить его на практике.
В связи с поставленными задачами были выбраны следующие методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы;
- наблюдение;
- анкетирование учащихся;
- беседы с учащимися.
Практическая значимость данной работы состоит в возможности повышения эффективности уроков информатики посредством использования электронного учебника «Компьютерная графика».