Математический календарь на 2004 год содержание и формы работы в средней общеобразовательной школе
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
Пояснительная записка………………………………………………………..5
Содержание и формы внеклассной работы по математике
в средней общеобразовательной школе…………………………………...5
Заключение.........................................................................................................12
Практическая часть (Приложения)………………………………………...13
1) Математический календарь на 2004 год…………………………………..14
2) Математический кружок «Л.Ф. Магницкий и его задачи»………………17
3) Математический вечер «П.Л. Чебышев – ты гений!»…………………… 39
4) Диагностика выявления знаний учащихся………………………………...58
5) Игра «Кто хочет стать математиком?»…………………………………….60
6) Хронология великой жизни. Галилео Галилей……………………………68
7) Диагностика выявления знаний учащихся………………………………...70
8) Презентация «Улугбек – Звезда Востока»………………………………....72
9) Диагностика выявления знаний учащихся………………………………...88
10) Реклама книг Г.И. Глейзера по истории математики……………………90
Литература..........................................................................................................127
Введение
Изучение истории науки не предусматривается программой, поэтому многие считают нецелесообразным затрачивать учебное время на этот необязательный материал.
Но исторические экскурсы обогащают содержание предмета, делают его разнообразнее, свежее, часто помогают создавать эмоциональную атмосферу на уроке, все это благоприятно влияет на расширение кругозора учащихся и оправдывает затраты времени.
Эффективность использования исторических сведений во многом зависит от их содержания. Содержание этих сведений может быть различным. Здесь нужно учесть возрастные особенности учащихся, их подготовку к восприятию данного материала, соответствие учебной программе.
Существуют основные требования к содержанию исторического материала:
а) сжатость;
б) научно-выверенная правильность;
в) соответствие уровню знаний учащихся и их возрасту;
г) помощь при усвоении программного материала.
Учителю необходимо иметь достаточно широкий запас сведений из истории математики, чтобы в любой подходящий момент его использовать.
Выбор форм сообщения этих сведений на внеклассных занятиях делается в зависимости от желания учащихся, их математической подготовки.
Внеклассная работа создает большие возможности для решения воспитательных задач, стоящих перед нашей школой (в частности, воспитание у учащихся настойчивости, инициативы, воли, смекалки). Работа в кружке, подготовка математического вечера и другие виды совместных работ способствуют воспитанию у школьников чувства коллективизма.
В своей работе мы предлагаем в помощь учителю внеклассные занятия, основанные на математическом календаре, которые могут помочь разработать план мероприятий на весь год, а также привлечь учащихся к участию в различных внеклассных мероприятиях. Эти мероприятия позволяют расширить знания учащихся по истории математики, их кругозор, содействуют развитию активной познавательной деятельности.
Данный проект является продолжением проекта Биснек Ольги «Математический календарь на 2003 год как вид внеклассной работы».
Актуальность проекта: потребность современной школы в разнообразной и целенаправленной организации внеклассной работы по предмету.
Цель проекта: разработка содержания и форм проведения внеклассной работы с использованием математического календаря.
Задачи проектной деятельности:
1) составить математический календарь юбилейных дат на 2004 год;
2) изучить литературу, посвященную внеклассной работе по математике;
3) проанализировать научно-методическую литературу, посвященную математикам-юбилярам;
4) определить темы и формы проведения различных мероприятий, рассказывающих о математиках;
5) разработать содержание внеклассных мероприятий, посвященных юбилярам-математикам;
6) апробировать проект в гимназии №3 г. Иркутска.
Объект проекта: разработка содержания и форм внеклассной работы в области математического образования школы.
Предмет проекта: внеклассные мероприятия, основанные на математическом календаре.
Гипотеза проекта: внеклассная работа по математике будет разнообразной и целенаправленной, если в качестве условия выступают содержание и различные формы ее проведения с использованием математического календаря.
Методы проекта:
Теоретические – теоретический анализ методической, дидактической литературы, литературы по истории математики.
Эмпирические – наблюдение, анкетирование.
Практическая значимость проекта: использование материалов данной работы на внеклассных занятиях по математике в будущей моей профессиональной деятельности и в педагогической деятельности учителей математики.
Тип проекта: поисково-творческий.
Модель проекта: междисциплинарная (педагогика, методика, математика, история математики, астрономия, физика).
При разработке выдвинутой проблемы мы опирались на научные положения, рассмотренные дидактами: Р.С. Черкасовым, А.А. Столяр, Б.Н. Кузнецовым, и ведущими специалистами в области истории математики: Г.И. Глейзер, И.Я. Депман, Д.Я. Стройк, М.М. Лиман, Э.Т. Белл, М.Б. Балк и Г.Б. Балк и др.