Метод проектов в обучении математике
Содержание
Введение……………………………………………………………………. |
3 |
Глава I. Теоретические аспекты разработки проектной деятельности………………………………………………………………. |
6 |
1.1. История возникновения метода проектов………………………....... |
6 |
1.2. Определение проекта………………………………………………….. |
7 |
1.3. Описание метода проектов…………………………………………… |
7 |
1.4. Поэлементное формирование проектной деятельности……………. |
10 |
1.5. Метод проектов в системе проблемного обучения…………………. |
14 |
Выводы по первой главе…………………………………………………... |
23 |
Глава II. Неравенства, содержащие модуль………………………….. |
24 |
2.1. Анализ математического содержания «неравенства с модулем»….. |
24 |
2.2. Определение модуля………………………………………………….. |
27 |
2.3. Расстояние между точками координатной прямой…………………. |
28 |
2.4. Решение неравенств, содержащих модуль…………………………... |
28 |
2.5. Решение неравенств, содержащих переменную под знаком модуля |
32 |
2.6. Неравенства и системы неравенств с переменными под знаком модуля………………………………………………………………………... |
34 |
Выводы по второй главе…………………………………………………... |
40 |
Глава 3. Метод проектов при изучении темы «Неравенства, содержащие модуль»……………………………………………………... |
41 |
3.1. |
41 |
Выводы по третьей главе………………………………………………….. |
|
Заключение………………………………………………………………… |
|
Литература…………………………………………………………………. |
|
Приложение………………………………………………………………... |
|
Введение
В настоящее время необходимы люди, способные к самостоятельной деятельности, способные создавать и защищать собственный продукт деятельности, стремящийся к самореализации, к творческому проявлению и т. д.
Подготовить выпускника, обладающего такими умениями, можно используя форму организации деятельности, в основе которой лежит проектирование. С её помощью ученик может предоставить результат своей деятельности. Такой формой обучения является проектное обучение.
Изучение по методическим журналам способов проектной деятельности, мы увидели, что проектное обучение разработано на высоком теоретическом уровне, но не находит достаточного отражения в практике. В наше время уже есть разработки проектов, авторами которых являются Т. Бабакина, Н. К. Солопова, М. П. Кузнецова и др.
Всё это порождает проблему исследования разработки формы обучения математики, в результате которого ученик стремился бы к самосовершенствованию, к самореализации, к самостоятельности.
В качестве средства разрешения данной проблемы я выбираю метод проектов.
Актуальность исследования обусловлена потребностью в таких учащихся, которые способны продолжать своё обучение. Такой выпускник формируется на уроках, где используется проектное обучение. В том числе на уроках математики.
Цель исследования состоит в разработке структуры и содержания проекта в результате которого учащиеся, способны действовать самостоятельно.
Данная цель определила постановку следующих задач:
1. Теоретический анализ понятия проектная деятельность, рассмотреть психолого-педагогический аспект деятельности.
2. Определение критериев разработки проекта в 9 классе, при изучении алгебры.
3. Сравнительный анализ учебников по алгебре.
4.Разработать методику организации проектной деятельности на уроках алгебры в 9 классе.
5. Установить структуру и содержание проекта.
Объект исследования: проектная деятельность на уроках математики.
Предмет исследования: проект урока алгебры при изучении неравенств, содержащих модуль.
Гипотеза исследования: если организовать проектную деятельность на уроке, то ученик может проявлять себя в творческой деятельности(умение самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения).
В соответствии с поставленными задачами в исследовании использовались следующие методы:
Теоретические - теоретический анализ методической, дидактической, психологической литературы и результатов исследований.
Эмпирические – визуальное наблюдение, опрос; изучение продуктов деятельности учеников.
Практическая значимость исследования предполагает использование материалов данной работы в будущей педагогической деятельности.
В случае разработки и защиты групповых проектов развивается умение работать в коллективе, ощущать себя членом команды: брать ответственность за выбор решения на себя; разделять ответственность с другими; анализировать результаты деятельности и др.
В ходе проектирования (по И. Д. Чечель) самым сложным для учителя является выполнение роли независимого консультанта, удерживающегося от подсказки даже в случае, если ученики «идут не туда». Для ученика же трудностями могут быть; а) постановка ведущих и текущих (промежуточных) целей и задач; б) поиск пути их решения; в) осуществление оптимального выбора при наличии альтернатив; г) аргументация выбора; д) сравнение полученного результата с требуемым; с) корректировка (при необходимости) результата, ж) объективная оценка самой деятельности и другие позиции.
К критериям оценки проектов инициаторы относят: социальное значение проблемы, актуальность и важность поставленных проблем, самостоятельность разработки проекта, реалистичность, экономичность, перспективность, результаты. При разработке учебных проектов на эти критерии можно ориентироваться и двигаться далее по линии их конкретизации.
Почему уделяется серьезное внимание созданию и работе команд? Объяснить просто: содержанием работы является социальное проектирование, а общественные проблемы, даже малые, обычно в одиночку не решаются - только группе (хотя бы из двух человек) под силу внести заметные и устойчивые изменения в проблемную ситуацию.
В таблице приведены сравнительные особенности «знаниевой» и «способностной» (для простоты и краткости будем называть их так) педагогики.