Заключение 52
Литература 53
Приложение 55
Введение
Направленность на развитие интеллектуального потенциала, логического мышления, помогающие человеку стать активным субъектом жизни, востребована в настоящее время, как на уровне общественных целей, так и личностным сознанием.
Однако в массовой практике школы, несмотря на изменяющие целевые установки, образование продолжает рассматриваться в соответствие с парадигмой, ориентированной на подготовку ученика функционера.
Учителя в своей практической работе испытывают потребности в новых подходах в образовательном процессе.
Так, в системе работы по восприятию и усвоению нового материала, закреплению ранее изученного широкое применение находят лабораторные работы. Они повышают познавательную и самостоятельную активность учащихся на уроке, дают возможность обеспечить повышение качества знаний учащихся по математике.
Но их ценность заключается не только в этом. Лабораторные работы способствуют развитию творческого потенциала учеников, вырабатывают умение сконцентрировать свое внимание на изучаемом материале, учат детей отбирать необходимый материал, делать выводы и обобщения. При выполнении лабораторной работы развивается исследовательский навык.
Репьев В.В. выделяет два вида лабораторных работ. К первому относятся те лабораторные работы, цель которых приложить известные знания к решению конкретных задач, цель лабораторных работ второго вида познакомить учащихся с новыми математическими фактами, найти новые закономерности. И если в педагогической практике лабораторные работы первого вида находят частое применение, то лабораторные работы исследовательского характера в школьной практике используются редко. Одной из возможных причин этого является отсутствие содержания лабораторных работ исследовательского характера в учебниках по математике и методики их проведения.
Актуальность нашей работы обусловлена отсутствием лабораторных работ исследовательского характера и разработанной методики их проведения.
Целью работы является отбор содержания и разработка методики организации лабораторных работ исследовательского характера по теме «Кривые второго порядка».
Реализация поставленной цели потребовала решения ряда конкретных задач:
- Проанализировать научно-методическую литературу по темам «Лабораторные работы по математике» и «Кривые второго порядка».
- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме «Метод исследования как метод научного познания и как метод обучения».
- Определить методические особенности проведения лабораторных работ исследовательского характера по математике.
- Разработать лабораторные работы исследовательского характера по теме «Кривые второго порядка» для учащихся 8-9 классов основной школы.
Объектом исследования является математическое обеспечение содержания лабораторных работ.
Предметом исследования – методика проведения лабораторных работ исследовательского характера по теме «Кривые второго порядка».
В соответствии с поставленными задачами использовались следующие методы:
Теоретические - теоретический анализ методической, дидактической, психологической и специально математической литературы, синтез, обобщение.
Эмпирические - педагогическое наблюдение за деятельностью учителей и учащихся в учебном процессе, специальные задания, метод проектирования.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что предложенные лабораторные работы могут быть использованы в самостоятельной профессиональной деятельности, а разработанная методика проведения лабораторных работ исследовательского характера может быть использована при составлении лабораторных работ по другим разделам математики.
|