Методы обучения учащихся основной школы решению задач с параметрами
Содержание
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……………..3
Глава I. Теоретические основы решения задач с параметрами…………………………………………………….4
1.1 Основные типы задач с параметрами…………………………………………………….5
1.2 Классификация задач с параметрами в курсе алгебры 7 – 9 классов…………………………………………………………17
1.3 Методы решения задач с параметром…………………………………………………….21
1.4 Методы обучения в основной школе…………………………………………………………..24
1.5 Анализ школьных учебников по алгебре 7 – 9 классов………………….……………………………………..30
Глава II. Организационные работы учащихся по решению
задач с параметрами………………………..........................…31
2.1 Методы учения и преподавания как основа обучения………….................…………………………………33
2. ……………………………………………………….…41
2.3 Анализ эффективности разработанных систем факультативных занятий………………………………………………………….42
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……………......43
Литература……………………………………………………..45
Приложение……………………………………………………52
Введение
"Если ученик в школе не научился
сам ничего творить, то в жизни
он всегда будет только
подражать, копировать..."
Л. Н. Толстой
Актуальность
Задачам в обучении математики отводится большое внимание, по результатам их решения определяется уровень знаний, умений и навыков.
Любая задача несет в себе разные функции, и самой важной, главной среди них является развивающая. Однако в школьном курсе математики большее число задач тренировочного характера и мало творческого, продуктивного, с помощью которых и проверяется уровень усвоения и повышается интерес к предмету. Задачи повышенной трудности, в частности параметрами требуют определенного метода обучения. Выбрав его можно упростить объяснение той или иной задачи с параметром, тем самым, повышая интерес к предмету.
Задачи с параметрами в настоящее время включены в программу большинства подготовительных факультативов, а также ряда базовых курсов алгебры и начала анализа в связи с потребностью общества в интеллектуально и разносторонне развитых личностях умеющих классифицировать различные задачи по типу и знающие общие методы их решения.
Значимость задач с параметрами состоит также в том, что деятельность по их решению способствует повышению качеств знаний и умений учащихся, позволяют формировать них представление об особенностях реальной последовательской деятельности математиков.
Содержание предмета математики позволяет обучать таким задачам с седьмого класса.
Однако введение задач с параметрами и систематическое обучение их решению на уроках математики сопряжено с определенными трудностями, а именно:
- ·учебники для средней школы практически не содержат материала, позволяющего научить школьников решать подобные задачи;
- ·сокращение количества часов математики в общеобразовательных школах;
фактически отсутствуют факультативные занятия.
Объект исследования: методы обучения учащихся основной школы.
Предмет исследования: методы обучения учащихся решению задач с параметрами в 9 классах.
Таким образом, цель работы определить специфику метода обучения решения задач с параметрами учащихся основной школы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- ·изучить и проанализировать математическую, методическую и психолого-педагогическую литературу;
- ·проанализировать учебники по алгебре основной школы с целью выявить методы решения задач с параметрами;
- ·разработать факультативные занятия по методам решения задач с параметрами в 9 классе.
Методы исследования: Анализ математической, методической и учебной литературы, передового педагогического опыта.
Практическая и научная значимость: Разработаны фрагменты уроков для проведения факультативных занятий "Задачи с параметрами".
Работа состоит из:
- ·введение;
- ·глава 1. Теоретические основы решения задач с параметрами;
- ·глава 2. Организационные работы учащихся 7-9 классов по решению задач с параметрами;
- ·заключение;
- ·библиографический список литературы;
- ·приложения.