pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Развитие абстрактного мышления учащихся на материале изучения темы «Геометрическая прогрессия» в 9 классах


 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3

 

ГлаваI.  Психологические особенности  мышления………………………..5

 

1.1.     Мышление. Виды мышления……………………………………………..5

1.2.     Абстрактное   мышление………………………………………………...11

1.3.     Особенности  абстрактно – логического мышления учащихся старшего        

          подросткового  возраста………………………………………………….17

Выводы …………………………………………………………………………..21

 

Глава II.  Формы, методы, приёмы обучения в процессе изучения темы «Геометрическая прогрессия», направленные на  развитие  абстрактного  мышления учащихся ………………………………………………………….23

 

2.1     Развитие абстрактного  мышления  на  уроках  математики..................23

2.2     Формы, методы, приёмы обучения………………………………………25

2.3     Геометрическая прогрессия ……………………………………………...30

Выводы  ………………………………………………………………………….34

 

Глава III. Опытная  работа по исследованию  развития абстрактного  мышления……………………………………………………. ………………...35

 

3.1.     Описание констатирующего этапа исследования……………………...35

3.2.     Описание формирующего этапа исследования ………………………..41

3.3.     Сравнительно–сопоставительный  анализ  результатов  психолого -   

           педагогического  исследования  развития   абстрактного

           мышления………………………………………………………………....56

Выводы  ………………………………………………………………………….60

 

Заключение…………………………………………..……………………….…62

 

Литература………………………………………………………………………63

 

Приложения………………………………………………………………..……66

Введение

 

 

     В течение всей своей жизни человек не только воспринимает окружаю­щий мир, но и хочет его понять. Понять – это, значит, проникнуть в суть предметов и явлений, познать самое главное, существенное в них. Информация, по­лученная человеком из окружающего мира, позволяет человеку представлять не только внешнюю, но и внутреннюю сторону предмета, представлять предметы в отсутствие их самих, предвидеть их изменение во времени, устремляться мыслью в необозримые дали и микро мир. Все это возможно благодаря про­цессу мышления. В психологии под мышлением понимают процесс познава­тельной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредо­ванным отражением действительности. Отталкиваясь от ощущения и восприятия, мышление, выходя за пределы чувственного опыта, расширяет границы нашего познания в силу своего характера, позволяющего опосредованно (т.е. умозаключением) раскрыть то, что непосредственно (т.е. восприятием) не дано. Мышление, в отличие от чувственного познания, имеет абстрактно - обобщающий характер.

     Абстрактное мышление выходит за пределы чувственного опыта и путем рассуждений дает возможность выявить такие черты объективной действительности, которые не были предметом ощущения, восприятия и представления. Понимание роли операции абстрагирования в образовании математических понятий и фактов имеет особую значимость для формирования мировоззрения учащихся.

     Абстрагирование определяется как особый прием мышления, который заключается в отвлечении от ряда свойств и отношений изучаемого явления с  одновременным выделением интересующих исследователя свойств и отношений.

     К уровню развития абстрактного мышления школьников в процессе  обучения предъявляются достаточно высокие требования, но все - таки отмечается относительно низкий уровень развития данного вида мышления у  школьников. В настоящее время в виду преобразований школьных программ,  их упрощения, эта проблема не решается в полной мере.

     Именно это и обусловило выбор моей темы: «Развитие абстрактного мышления учащихся 9 класса на материале изучения темы «Геометрическая прогрессия».

     Цель исследования – определить продуктивные формы, методы, приемы изучения темы «Геометрическая прогрессия», направленные на развитие абстрактного мышления учащихся. 

     Данная цель исследования определила постановку следующих задач:

  1. Изучить теоретический материал по проблеме развития абстрактного  мышления.
  2. Изучить теоретический материал по теме «Геометрическая прогрессия».
  3. Обосновать выбор эффективных методов, приемов и форм изучения темы «Геометрическая прогрессия», применение которых будет способствовать развитию абстрактного мышления учащихся.
  4. Провести психодиагностическое обследование с целью выявления уровня развития абстрактного мышления у учащихся 9 класса.
  5. Разработать уроки по теме «Геометрическая прогрессия» с использованием эффективных методов, приемов обучения и апробировать их на факультативных занятиях.

     Объект исследования – процесс развития абстрактного мышления школьников.

     Предмет исследования – эффективные формы, методы, приёмы изучения  темы «Геометрическая прогрессия», направленные на развитие абстрактного  мышления.

     Гипотеза исследования – изучение темы «Геометрическая прогрессия»  способствует развитию абстрактного мышления учащихся 9 классов.

    В соответствии  с поставленными задачами в исследовании  использовались следующие методы: теоретический анализ методической, дидактической и психолого-педагогической литературы, опытное  исследование.

     Практическая значимость исследования - заключается в использовании материалов данной работы на уроках алгебры в 9 классах при изучении темы «Геометрическая прогрессия» в будущей профессиональной деятельности.

Структуру работы составляют:

-      введение;

-      глава I.    Психологические  особенности  мышления;

-      глава II.  Формы, методы, приёмы  обучения в процессе изучения

       темы «Геометрическая  прогрессия», направленные на развитие

       абстрактного мышления;

       -     глава III.  Опытная работа по исследованию развития

              абстрактного мышления;

-     заключение;

-     литература;

       -      приложения.


Возврат в  Заказать эту работу