Развитие исследовательских умений и навыков учащихся в процессе обучения решению задач с параметрами
Содержание
Введение...................................................................................................... 3
Глава 1. Теоретическое обоснование формирования и развития исследовательских умений и навыков учащихся в процессе обучения решению текстовых задач с параметрами в 7-8 классах.. 5
1.1. Учебно-исследовательская деятельность в процессе
обучения.................................................................. 5
1.2. Творческое мышление..................................................................... 5
1.3. Возрастные особенности детей 7-8 классов................... 7
Выводы.......................................................................... 8
Глава 2. Практическая работа по формированию и развитию исследовательских умений и навыков учащихся в процессе обучения решению текстовых задач с параметрами в 7-8 классах.. 10
2.1. Текстовые задачи с параметрами................................. 10
2.2. Параметр. История возникновения параметра................ 12
2.3. Типы задач с параметрами. Основные способы решения. 12
2.4. Решение линейных уравнений и систем линейных уравнений, содержащих параметры.................................................... 15
2.5. Решение текстовых задач с параметрами....................... 18
Выводы.......................................................................... 30
Заключение................................................................... 31
Список литературы........................................................ 32
Приложение................................................................... 33
Введение
В школьной программе по математике есть темы, которые традиционно считаются очень сложными. Методисты повторяют рекомендации, как правильно преподносить эти темы. Написаны объёмистые пособия для учителей и учеников. Но проблема усвоения данных тем считается актуальной. В подавляющем большинстве учебников и дидактических пособий для средней школы мало задач, которые способствуют подготовке учеников к деятельности творческого характера (в различных областях) и формированию у них соответствующих исследовательских умений. Формирование таких умений у учащихся осуществляется в процессе их исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность-это творческая деятельность, продуктом которой являются новые знания. Овладение элементарными исследовательскими умениями математического характера необходимо для обеспечения подготовки учащихся к творческому труду в широкой сфере деятельности.
По новым стандартам основного общего образования по математике среди умений выделяют следующие: решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задач, а также моделировать практические ситуации и исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры. В последние годы на приемных экзаменах в высших учебных заведениях широкое распространение получили задачи, содержащие параметры. Теперь задачи с параметрами встречаются и в экзаменационных работах в школе. Они, как правило, относятся к наиболее трудным задачам, носят исследовательский характер.
Учитывая утверждения психолого-педагогической науки о том, что подростковый возраст является сензитивным периодом для процесса самореализации личности ребёнка, мы рассматриваем развитие творческого мышления и формирование исследовательских умений и навыков как фундаментальных в интеллектуальной сфере учащихся 7-8 классов.
Цель исследования: составить набор текстовых задач с параметрами и рассмотреть их использование в процессе формирования исследовательских умений и навыков учащихся.
Данная цель исследования определила постановку следующих задач:
- на основе анализа психолого-педагогической литературы уточнить сущность и возрастные характеристики формирования исследовательских умений и навыков учащихся подросткового возраста;
- изучить раздел «исследование линейных уравнений и систем уравнений с параметрами» и рассмотреть их применение при решении текстовых задач с параметрами;
- составить набор текстовых задач с параметрами;
- провести экспериментальную апробацию предложенного набора задач с параметрами на базе СШ № 29.
Объектом исследования является формирование и развитие исследовательских умений и навыков учащихся в процессе обучения решению задач.
Предмет исследования – применение текстовых задач с параметрами в процессе обучения математике.
Гипотеза исследования: можно предположить, что если использовать предложенный набор текстовых задач с параметрами в процессе обучения математике в 7-8 классах, то это будет способствовать формированию у учащихся исследовательских умений и навыков.
В соответствии с поставленными задачами в исследовании использовались следующие методы:
Теоретические-теоретический анализ методической, дидактической, психологической литературы.
Эмпирические-педагогическое наблюдение за деятельностью учащихся в учебном процессе, беседы с учащимися.
Практическая значимость исследования заключается в использовании материалов данной работы в процессе обучения математике в будущей профессиональной деятельности.
Структуру работы составляют:
Введение;
-глава 1.Теоретическое обоснование формирования и развития исследовательских умений и навыков учащихся в процессе обучения решению текстовых задач с параметрами в 7-8 классах;
-глава 2.Практическая работа по формированию и развитию исследовательских умений и навыков учащихся в процессе обучения решению текстовых задач с параметрами в 7-8 классах;
-заключение;
-литература;
-приложения;