Развитие логического мышления при решении текстовых задач у учащихся 9 класса
Содержание.
Введение………………………………………………………………...3
Глава 1.Психологические особенности логического мышления у
учащихся подросткового возраста.
1.1. Понятие мышления.………………………………………………...6
1.2. Характеристика логического мышления………………………….9
1.3. Развитие мыслительных процессов в подростковом возрасте….15
Глава 2. Текстовая задача и ее процесс решения.
2.1.Понятие «текстовая задача». Структура задачи…………………..18
2.2. Классификация задач. Методы решения текстовых задач……....20
Глава 3.Психолого-педагогическое исследование развития
логического мышления при решении текстовых задач.
3.1. Описание констатирующего эксперимента……………………....31
3.2. Описание формирующего эксперимента………………………….39
3.3.Сравнительно-сопоставительный анализ результатов
психолого – педагогического исследования развития
логического мышления………………………………………………….46
Заключение……………………………………………………………….50
Литература………………………………………………………………..51
Приложение .……………………………………………………………..55
Введение.
Влияние математики на духовное становление ребенка разнообразна и бесспорно очевидна роль в формировании общей культуры. Именно математика в достаточно полном объеме знакомит с реальным миром формы; именно математика в наибольшей степени формирует научное мировоззрение и закладывает основы понимания прекрасного в разнообразной человеческой деятельности.
Несомненно, участие математики в интеллектуальном развитии школьника, Оно проявляется в создании, упорядочении и обогащении наглядных представлений, в становлении пространственного мышления; в накоплении нравственного потенциала; способствует проявлению и совершенствованию творческих способностей; в приобретении логической культуры. Учитывая это, мы попытались рассмотреть развитие логического мышления у учащихся 9 класса, при решении текстовых задач.
Для успешного усвоения школьного курса математики, его изучение в средней школе должно сопровождаться решением большого количества задач. Только при этом условии учащиеся приобретают высокий уровень логического мышления. Ведь способность мыслить дар особенный, свойственный только человеку. Именно эта способность четко мыслить и логически рассуждать и ясно излагать свои мысли, в настоящее время нужны образованному человеку. В ней нуждается как ученый, руководитель фирмы, врач и преподаватель, так и учащийся, начинающий путь к личностному и социальному становлению. Для этого учитель должен создать все необходимые условия в учебном процессе, чтобы учащийся мог реализовать себя в жизни, а это в свою очередь и является основной задачей образования. И по этой причине учителя математики обязаны не просто выполнять, передавать знания, а одновременно развивать мышление, так как именно математика имеет огромные возможности для воспитания привычки к отчетливому мышлению.
Текстовые задачи бывают разных типов. И, тем не менее, они усваиваются учащимися значительно труднее, так как выделение числовых значений в текстовой задаче требует высокого уровня логического мышления.
Важность и актуальность исследуемой проблемы послужило основанием для определения темы работы: Развитие логического мышления при решении текстовых задач в 9-ом классе.
На основе этого:
Объект: Логическое мышление.
Предмет: Использование решения текстовых задач, как средство развития логического мышления.
Работа носит теоретико-экспериментальный характер, поэтому целью нашего исследования является определение и развитие уровня логического мышления при решении текстовых задач в 9-ом классе.
Цель достигалась посредством поставленных задач:
- Рассмотреть и проанализировать учебно-методическую литературу по теме « Логическое мышление». Определить критерий и уровень развития логического мышления.
- Рассмотреть и проанализировать учебно-методическую литературу по теме «Текстовые задачи».
- Провести эксперимент о влиянии умения решать текстовые задачи на развитие логического мышления.
- Провести оценку эффективности и неэффективности эксперимента.
В соответствии с поставленными задачами в процессе работы использовались следующие методы:
v Изучение психолого-педагогических источников по теме работы;
v Анализ программы в 9 классе;
v Эксперимент с учащимися;
v Анализ полученных результатов.
Гипотеза нашего исследования состоит в том, что процесс решения текстовых задач положительно влияет на развитие логического мышления.