Развитие общеучебных умений и навыков при изучении темы «Треугольники» в 7 классе
Введение
Глава I. Общеучебные умения
1.1 Общее понятие «общеучебные умения», различные подходы к понятию «общеучебные умения»
1.2. Классификация общеучебных умений
1.3. Учебно-интеллектуальные умения
1.3.1. Анализ и синтез
1.3.2. Сравнение
1.3.3. Выделение главного
1.3.4. Обобщение
1.3.5. Абстрагирование
1.3.6. Классификация
Глава II. Учебный материал по теме «Треугольники» в основной школе
2.1. Тема треугольники в 7 классе
2.1.1. Треугольник
2.1.2. Признаки равенства треугольников
2.1.3. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника
2.1.4. Сумма углов треугольника
2.1.5. Соотношения между сторонами и углами треугольника
2.1.6. Прямоугольные треугольники
2.1.7. Построение треугольника по трем элементам
2.2. Тема треугольники в 8 классе
2.2.1. Площадь треугольника
2.2.2. Теорема Пифагора
2.2.3. Подобные треугольники
2.2.4. Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника
2.2.5. Четыре замечательные точки треугольника
2.3. Тема треугольники в 9 классе
2.3.1. Соотношения между сторонами и углами треугольника
Глава III. Психолого-педагогическое исследование развития учебно-интеллектуальных умений при изучении темы «Треугольники»
3.1. Описание входного тестирования
3.2 Описание формирующего этапа работы
3.3. Описание контрольного тестирования
Заключение
Литература
Приложение
Введение
Обучение по своей природе и по особенностям его организации процесс достаточно сложный. С одной стороны он предполагает вооружение учащихся суммой действенных знаний, т. е. знаний, легко и осознанно применяемых в любой ситуации. Параллельно с этим и во взаимосвязи с ним идет другой, не менее важный процесс формирования приемов учебного труда, определенных умений, дающих возможность учащимся усваивать знания легко и, более того, приобретать их самостоятельно.
Участие геометрии в интеллектуальном развитии школьника, несомненно, т. к. специфика геометрии, определяется направленностью на формирование и развитие наглядных представлений, в становлении пространственного мышления учащихся; умения и навыков проведения доказательных рассуждений; способствует проявлению и совершенствованию творческих способностей учащихся. Эффективную помощь в формировании и развитии учебно-интеллектуальных умений способны оказать наглядные средства обучения, в частности плакаты и опорные конспекты. Что и определило тему дипломной работы «Развитие общеучебных умений и навыков при изучении темы " Треугольники " в 7 классе».
Существует противоречие между необходимостью развития учебно-интеллектуальных умений у учащихся в частности при изучении темы «Треугольники» в 7 классе и недостаточной разработанностью практических механизмов реализации данной темы в плане развития учебно-интеллектуальных умений.
Проблема заключается в разработке и определении методики работы с плакатами и опорными конспектами по развитию учебно-интеллектуальных умений.
Цель – показать, что при изучении темы «Треугольники» с помощью плакатов и опорных конспектов идет развитие учебно-интеллектуальных умений у учащихся.
Объект – учебно-интеллектуальные умения.
Предмет – использование наглядных пособий по теме «Треугольники» на уроках геометрии.
Гипотеза – на уроках геометрии будет более эффективно идти развитие учебно-интеллектуальных умений у учащихся, если на уроках будут использованы плакаты и опорные конспекты.
Задачи:
- 1. Рассмотреть и проанализировать учебно-методическую литературу по теме «Общеучебные умения». Определить критерий и уровень развития учебно-интеллектуальных умений.
- 2. Обобщить и систематизировать учебный материал по теме «Треугольники» в основной школе.
- 3. Создание комплекта наглядных пособий в частности плакатов и опорных конспектов для изучения темы «Треугольники» в основной школе.
- 4. Провести входное тестирование на определение уровня развития учебно-интеллектуальных умений у учащихся 7 класса
- 5. Провести занятия по геометрии по теме «Треугольники» с использованием наглядных пособий.
- 6. Провести контрольное тестирование, сравнить результаты и сделать вывод.
Практическая значимость – разработанные уроки и наглядные пособия (плакаты и опорные конспекты) могут быть использованы в моей будущей профессиональной деятельности.
Моя дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложения.
В первой главе представлен материал по теме «Общеучебные умения», в которой я рассматривала: общее понятие и различные подходы к данному понятию; классификацию общеучебных умений. Более подробно из данной классификации были рассмотрены учебно-интеллектуальные умения, их операции, такие как анализ и синтез, сравнение, выделение главного, обобщение, абстрагирование и классификация. В конце главы приведен вывод по данному материалу.
Во второй главе представлен учебный материал по теме «Треугольники» в основной школе. Рассмотрены определения, свойства треугольников, множество теорем с чертежами и доказательствами. К некоторым из рассмотренных тем представлены приложения. В конце главы приведен вывод по данному материалу.
В третьей главе представлена практическая часть дипломной работы, которая носит исследовательский характер. Базой исследования являлась МОУ "Хомутовская средняя общеобразовательная школа № 1" 7 класс. В практической части отражено входное и контрольное тестирование, а также рассмотрен формирующий этап работы с анализом одного из уроков. Предложен анализ входного и контрольного тестирования, приведены диаграммы которые позволяют наглядно увидеть результаты анализа исследовательской работы. В конце главы приведен вывод по проведенной исследовательской работе.
В приложении представлены плакаты, опорные конспекты и работа с листом бумаги по тем темам которые рассмотрены во второй главе дипломной работы. Также предложен ряд учебных занятий направленных на развитие учебно-интеллектуальных умений у учащихся 7 класса.