Реализация принципа историзма в процессе обучения основам арифметики
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты в разработке проблемы
реализации принципа историзма в процессе обучения математики….…5
1.1. Дидактические принципы обучения математики……………………..…5
1.2. Принцип историзма в научном познании………………………………...6
1.3. Роль историзма в обучении математике………………………………….7
1.4. Психологические особенности подросткового возраста учащихся…...10
Выводы…………………………………………………………………………...11
Глава 2. Исследовательская работа по применению принципа
историзма к обучению основам арифметики……………………………….13
2.1. Анализ состояния проблемы по использованию исторических
сведений в практике школьного обучения…………………………………….13
2.2. Реализация принципа историзма в процессе обучения основам
арифметики………………………………………………………………………16
Выводы…………………………………………………………………………...30
Заключение…………………………………………………………………...…32
Литература………………………………………………………………………33
Приложение…...………………………………………………………………...35
Введение
В настоящее время происходит интенсивный процесс обновления и совершенствования образования в средней школе, который требует разработки и внедрения новых приёмов обучения.
В новых стандартах общего образования по математике среди целей её изучения указывается следующее: воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно- технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомства с историей развития математики, эволюцией математических идей.
Необходимость привлечения истории развития математики (или реализация принципа историзма) в процессе обучения указывается и в требованиях к подготовке учителя в свете концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.
На протяжении многих лет у учёных-методистов не было единого мнения о том, каким образом принцип историзма должен быть реализован в процессе обучения.
В развитии науки математики и сегодня происходят изменения: возникновение новых теорий, совершенствование методов исследования. Всё это постоянно требует определения соотношений исторического и логического в научном и учебном познании, а также способов реализации принципа историзма в научном познании математики.
Особую роль в становлении личности играет формирование у учащихся научного мировоззрения. Эти вопросы не могут быть решены без осуществления историко-методологического подхода в обучении математике. В этой связи необходимо отметить, что в процессе обучения математике учащиеся знакомятся с исторически полученными знаниями науки, но они с трудом осознают, что математика является развивающейся сферой человеческой деятельности. Внимание учащихся, в большинстве случаев, акцентируется на запоминании определений, формулировок алгоритмов и другом. История выведения новых понятий, открытия различных формулировок оказывается за рамками учебника математики, учебного процесса. Хотя и проблема историзма поставлена и в методике обучения математике. Но при этом элементы историзма в обучении математике до сих пор в практике работы школ не получили должного применения.
Нами обозначена проблема привлечения истории развития математики в обучении основам арифметики, как самостоятельного раздела в новых стандартах основного общего образования по математике.[ см. Приложение1, стр. 35]
Цель исследования состоит в определении содержания, условий реализации принципа историзма в процессе обучения основам арифметики в 6 классе.
Данная цель определила постановку следующих задач:
1. Изучить теоретический материал по проблеме реализации принципа историзма при обучении математике
2. Ознакомиться и проанализировать педагогический опыт решения проблемы
3. Рассмотреть содержание принципа историзма и его применение в процессе обучения основам арифметики в 6 классе с последующей апробацией на практике.
Объект исследования: процесс обучения основам арифметики в 6 классе.
Предмет исследования: содержание принципа историзма и его реализация в процессе обучения основам арифметики.
Гипотеза исследования: если осуществлять реализацию принципа историзма в процессе обучения основам арифметики, то это послужит основой постановки перед учащимися проблем изучения данного раздела, способом ознакомления их с методологической стороной изучаемых вопросов.
В соответствии с поставленными задачами в исследовании использовались следующие методы:
теоретические - теоретический анализ методической, дидактической, психологической, философской литературы
эмпирические – педагогическое наблюдение за деятельностью учащихся в учебном процессе, беседы с учащимися, базой апробации которых являлась средняя школа № 29, беседы с учителями.
Практическая значимость исследования предполагает использование материалов данной работы на уроках математики в будущей профессиональной деятельности.
Структуру работы составляют:
-введение;
- глава 1. Теоретические аспекты в разработке проблемы реализации принципа историзма в процессе обучения математике;
-глава 2. Исследовательская работа по применению принципа историзма к обучению основам арифметики;
-заключение
-литература
-приложение