Влияние занятий физической культурой на общефизическое состояние учащихся средних классов
Содержание
Глава I. Теоретические подходы влияния занятий физической культурой на общефизическое состояние учащихся средних классов.
1.1. Характеристика общего физического состояния учащихся средних классов………………………………………………………………….9
1.2. Морфофункциональные характеристики возрастных особенностей школьников…………………………………………………………...17
1.3. Организация занятий по физической культуре в средних классах, режим дня, правильное питание…………………………………….23
Глава II. Методика исследования влияния занятий физической культурой на общефизическое состояние учащихся средних классов.
2.1. Определение общефизической подготовленности учащихся средних классов школы №63………………………………………………….36
2.2.Анализ результатов тестирования общефизической подготовленности учащихся…………………………………………38
Выводы.
Заключение.
Список литературы.
Приложение.
Введение
Малоподвижный образ жизни делает организм человека беззащитным при развитии различных заболеваний. Особенно тревожно обстоит с этим дело у детей. Например, ожирение страдает каждый 10 ребенок, для того, чтобы дети росли здоровыми необходимо правильное физическое воспитание, а также соблюдение здорового образа жизни.
С раннего возраста необходимо вести здоровый образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены – словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.
Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая его способность к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Поэтому значение физической культуры в развитии здорового образа жизни школьника огромна.
Актуальность. Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность. Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома, и других причин у большинства школьников отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьезных изменений в организме школьника.
Исследования гигиенистов свидетельствует, что 82 – 85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Даже у младших школьников произвольная двигательная деятельность (ходьба, игры) занимает только 16 – 19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1 – 3%. Общая двигательная активность детей с поступлением школу подает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим. Установлено, что двигательная активность 9 – 10 классе меньше, чем в 6 – 7 классе, девочки делают в сутки меньше шагов, чем мальчики; двигательная активность в воскресные дни больше чем в учебные. Отмечено изменение величины двигательной активности в разных учебных четвертях. Двигательная активность школьников особенно мала зимой; весной и осенью она возрастает.
Школьникам не только приходится ограничивать свою естественную двигательную активность, но длительное время поддерживать неудобную для них статическую позу, сидя за партой или учебным столом.
Малоподвижное положение за партой или рабочим столом, отражается на функционировании многих систем организма школьников, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким обмен веществ понижается, происходит застой крови нижних конечностей, что ведет к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций.
Отрицательные последствия гипокинезии проявляется также сопротивляемости молодого организма простудным и инфекционным заболеваниям создаются предпосылки к формированию слабого, нетренированного сердца и связанного с этим дальнейшего развития недостаточности сердечно-сосудистой системы. Гипокинезия на фоне чрезмерного питания с большим избытком углеводов и жиров в дневном рационе может вести к ожирению.
У малоподвижных детей очень слабые мышцы. Они не в состоянии купить тело в правильном положении у них развивается плохая осанка, образуется сутулость.
При систематических занятиях физической культурой происходит непрерывное совершенствование органов и систем органов человека. В этом главным образом и заключается положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья.
Мышцы составляют от 40 до 56% массы человека и вряд ли можно ожидать хорошего здоровья, если добрая половина составляющих организм клеток не получает достаточного питания и не обладают хорошей работоспособностью.
По влиянием мышечной деятельности происходит гармоничное развитие всех отделов центральной нервной системы. При этом важно, что физические нагрузки были систематические, разнообразными и не вызывали переутомления. В высших отдел нервной системы поступают сигналы от органов чувств и от скелетных мышц. Кора головного мозга перерабатывает огромный поток информации и осуществляет точную регуляцию деятельности организма.
Физические упражнения благотворно влияет на развитие таких функций нервной системы как сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Даже напряженная умственная деятельность невозможна без движения.
Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармонического развития личности.
Физические упражнения способствуют хорошей работе органов пищеварения, помогая перевариванию и усвоении пищи, активизируя деятельности печени и почек, улучшаю желез внутренней секреции: щитовидной, половых, надпочечников, играющих огромную роль в росте и развитии молодого организма.
«Физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную радостную жизнь.»
Под влиянием физических нагрузок увеличивается частота сердцебиения, мышца сердца сокращается сильнее повышается выброс сердцем крови в магистральные сосуды. Постоянная тренировка системы кровообращения ведет к ее функциональному совершенствованию. Кроме того, во время работы в кровоток включается и та кровь, которая в спокойном состоянии не циркулирует по сосудам. Во влечение в кровообращение большей массы крови не только тренирует сердце и сосуды, но и стимулирует кроветворение.
Физические упражнения вызывают повышенную потребность организма в кислороде. В результате чего увеличивается жизненная емкость легких, улучшается подвижность грудной клетки. Кроме того, полное расправление легких ликвидируют застойные явления в них, скопление слизи и мокроты, т.е. служит профилактикой возможных заболеваний.
Легкие при систематических занятиях физическими упражнениями увеличиваются в объеме дыхание становится более редким и глубоким, что имеет большое значение для вентиляции легких.
Занятия физическими упражнениями также вызывает положительные эмоции, бодрость, создает хорошее настроение. Поэтому становится понятным, почему человек, познавший «вкус» физических упражнений, стремится к регулярным занятием ими позволяет преподавателям физического воспитания, организаторам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы вести индивидуальный подход к учащимся общеобразовательных учреждений с учетом возрастных физиологических и педагогических особенностей к предпосылкам их физического воспитания.
Объект исследования: организация занятий по физической культуре.
Предмет исследования: влияние занятия физической культурой на общее физическое состояние учащихся.
Цель: определить степень влияния занятий физической культуры на общефизическое состояние учащихся.
Задачи:
- проанализировать литературные источники по данной теме.
- раскрыть влияние занятий физической культуры на общефизическое состояние учащихся.
- проверить и установить положительное влияние занятий физической культурой на общефизическое состояние учащихся.
Гипотеза. В подростковом и юношеском возрасте, в связи с повышением устойчивости их организма к изменению внутренней среды (совершенствование механизмов гомеостаза), создаются предпосылки к использованию физических упражнений, способствующих поддержанию статических поз, висов, стоек, упоров, т.е. возможно применения изометрического метода тренировки. В подростковом возрасте появляются хорошие возможности для совершенствования качества – гибкости. При воспитании физических качеств, в этой возрастной группе школьников, строгой системы последовательности применения средств тренировки нет. Однако есть рекомендации, например, упражнения для воспитания быстроты используются в начале основной части урока, затем силы и выносливости. В отдельных случаях силовые упражнения можно выполнять и раньше скоростных, а упражнения на выносливость можно выполнять после скоростных и силовых упражнений.
На уроках физического воспитания в подростковом возрасте закладываются основы для специализированных занятий, расширяются возможности и представления их о связи физического воспитания трудовой деятельностью, анатомией, физиологией человека. Биологические перестройки организма подростков, связаны с периодом полового созревания, требуют от педагогов исключительного внимания при планировании физической нагрузки в этом возрасте.
Склонность к переоценке своих возможностей побуждают подростка выполнять значительные по нагрузки силовые упражнения, без предварительной на подготовки решаться на выполнение сложных акробатических, гимнастических и других упражнений.
Объективная оценка уровней подготовленности и состояния школьников разного возраста является не только первоочередным, но и обязательным важнейшим условием в работе с учащимися общеобразовательных учреждений по физическому воспитанию и спортивному совершенствованию.